Что дали Киеву парламентские свободы

Автор: Станислав Цалик
14:54 29.09.2017

Скромный пешеходный мостик, переброшенный еще в начале прошлого века через Парковую аллею, нынче именуют Мостиком влюбленных, Мостом поцелуев и вешают…
Читать дальше

Что дали Киеву парламентские свободы

Скромный пешеходный мостик, переброшенный еще в начале прошлого века через Парковую аллею, нынче именуют Мостиком влюбленных, Мостом поцелуев и вешают на его ажурную ограду замочки – знак вечной любви. Влюбленные пары, похоже, не догадываются, что сравнительно недавно этот мост горожане называли Чертовым – он имел дурную репутацию, его облюбовали киевские самоубийцы. А в начале минувшего столетия этот небольшой мостик вызывал у жителей нашего города совсем иные ассоциации 

В августе и октябре 1905 революционного года Николай II подписал два манифеста, кардинально изменивших политическую жизнь империи.

Была учреждена Государственная дума, без одобрения которой не имел силы ни один закон. Населению гарантировались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

Словом, начинается новая жизнь!

Летом следующего 1906 года состоялись очередные выборы в Киевскую городскую думу. На волне общественного подъема и ожиданий радикальных перемен избиратели голосовали преимущественно за новых кандидатов. Многолетние ветераны городского парламента – иные представители «старой гвардии» заседали 30 лет! – наконец-то сошли с арены.

Мэром города также стал новый человек – 40-летний Ипполит Дьяков, чиновник с опытом службы в столичном Петербурге, кавалер французского ордена Почетного легиона. К тому же спортсмен-любитель, театрал и заядлый автомобилист.

Для сравнения: предыдущий городской голова Василий Проценко возглавил Киев в возрасте 56 лет. На демократических выборах 1906 года он тоже баллотировался, но не прошел в городскую думу – бывшему мэру не удалось избавиться от репутации человека, прикарманившего много денег при строительстве киевской гавани.

Словом, на членов новой думы, прозванной «освободительной», горожане возлагали большие надежды – в Киеве накопилось достаточно проблем, давно требовавших решения.

Собственные инициативы

Новые отцы города звонко критиковали прежнюю думу и с легкостью раздавали обещания, от которых у иных избирателей попросту кружилась голова.

Однако вскоре киевляне убедились: люди, пришедшие к власти на революционной волне, ничем не лучше предшественников. Получив мандаты и поделив думские портфели, они взялись за решение собственных проблем.

В частности, сами себе назначили зарплату. В прежние годы горожане любили посудачить о том, что бестолковая деятельность Киевской думы напрямую связана с тем, что гласные (депутаты) не получают денег за свою работу на благо города. Мол, даром никто не станет тратить время на общественные проблемы… Ну вот, теперь у избранников появился долгожданный стимул.

Кроме того, наличие у «освободительных» думцев зарплаты избавит их от коррупционных соблазнов.

Новые избранники учредили в думе массу разнообразных комиссий, в состав которых сами же и вошли – работа в комиссиях также щедро оплачивалась.

Казалось бы, при столь серьезной финансовой мотивации городские парламентарии должны были горы свернуть! Но нет – заметных результатов что-то не видно… Да, в центре города, на Бессарабке, строится значимый объект – первый в Киеве крытый рынок. Но ведь это на деньги, завещанные сахарным королем Лазарем Бродским еще в 1904 году.

Да, строится Публичная библиотека, расширяется Александровская больница. Однако киевляне помнят, что это все начато еще предыдущим составом городских избранников: в те времена думский комитет Киевской публичной библиотеки возглавлял Иван Лучицкий, а совет городской больницы цесаревича Александра – мэр Василий Проценко.

А где же собственные инициативы?

А вот они. Под обещанные программы по благоустройству Киева и замощению улиц думцы начали регулярно брать кредиты под залог городского имущества. Вскоре у некоторых руководителей города непонятно откуда завелись огромные деньги – они стали возводить в центре Киева собственные многоэтажные доходные дома.

Оппозиционная пресса, естественно, не упускала малейшей возможности выставить членов «освободительной» думы в отрицательном свете, подхлестывая недовольство избирателей едкими фельетонами и карикатурами.

Предвыборный подарок

Три года из четырехлетней думского срока пролетели сравнительно быстро.

В 1909-м «освободительные» задумались о своих перспективах на грядущих выборах осенью 1910 года.

Шансов повторно пройти в думу маловато – горожане разочарованы.

Утопающий, как известно, хватается за соломинку. Отцы города вознамерились срочно решить какую-нибудь проблему, «чувствительную» для большинства киевлян. Недорогую, но при этом быстро реализуемую.

Остановились на популярном в городе променаде над склонами Днепра. Он начинался в Дворцовом парке (сейчас Мариинский), продолжался тропами Царского сада, а дальше прерывался – продолжению прогулки мешала неуклюжая ложбина на месте современной Петровской аллеи.

Чтобы попасть в Купеческий сад (ныне Крещатый парк) и далее к Святому месту (колонне Магдебургского права), нужно было выйти из Царского сада на шумную и суетную Александровскую улицу (сейчас Грушевского).

В течение многих лет это вызывало недовольство любителей пеших прогулок.

Вот и решили городские избранники сделать киевлянам предвыборный подарок – обеспечить комфортный променад. Ведь в теплую пору года над склонами Днепра охотно прогуливается «весь Киев».

Тем более, предыдущий состав думы еще в 1902 году – как раз в начале своего срока! – принял решение проложить дорогу от Александровской улицы до днепровских склонов с обустройством подвесного пешеходного моста.

Однако дело так и не сдвинулось с места.

Перпендикулярный вопрос

Практические работы по планировке дороги – перпендикуляра к Александровской улице – начались в мае 1909-го. Тогда же заказали проект пешеходного моста профессору Киевского политехнического института Евгению Патону.

К концу июня Патон представил проект.

Киевский машиностроительный завод Гретера и Криванека наладил выпуск металлических конструкций – элементов будущего виадука.

Параллельно под руководством киевского инженера-новатора Антона Страуса забили 12 свай под опоры моста. И уже 31 октября приступили к сборке конструкций. Темп работ неслыханный!

К 31 марта 1910 года все конструкции были собраны.

К 19 августа полностью завершили строительные и монтажные работы.

Финальный этап – благоустройство прилегающей территории. Думцы задумались: а каков будет статус нового перпендикуляра? Поначалу размахнулись – бульвар! Ведь тут будет место именно для пеших гуляний.

Потом сообразили, что с Петровским бульваром они погорячились – на фоне знаменитого Бибиковского (сейчас бульвар Тараса Шевченко) новичок будет выглядеть узким и куцым. Начнутся насмешки в газетах!

Что ж, пусть будет улица… Но что это за улица, если на ней нет ни одного дома?

В итоге решили: назовем Петровской аллеей.    

В субботу, 22 ноября, Парковый мост приняли в эксплуатацию – по нему прошли первые киевляне.

А на табличке – ошибка!

Как Парковый мост повлиял на электоральные предпочтения киевлян?

Почти никак: на следующих выборах большинство думцев потеряли мандаты. Правда, некоторые представители революционной волны попали повторно в Киевскую думу, но теперь их было значительно меньше.

Выиграл разве что Ипполит Дьяков – опять стал городским головой.

А мост служит киевлянам до сих пор. Правда, нынче мы пользуемся его точной копией, изготовленной в 1983 году. Оригинал демонтировали из-за коррозии металла и перевезли в Переяславский историко-этнографический заповедник.

Парковый мост – памятник архитектуры, один из первых разборных металлических мостов в Восточной Европе.

Правда, на современной металлической табличке у входа на виадук указано: «Парковый мост построен в 1912 году». Но это – досадная ошибка.

Действительно, кто бы его строил спустя два года после выборов?

Великий Київ у Google News

підписатися