Чему стоит научиться до школы и где в Киеве это делают бесплатно

Автор: Надія Музлова
10:01 19.04.2019

Этой весной выпускаются первоклашки, которые пошли на учебу по программе НУШ (новая украинская школа). В 2017-2018 ее на себе тестировали…
Читать дальше

Чему стоит научиться до школы и где в Киеве это делают бесплатно Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Этой весной выпускаются первоклашки, которые пошли на учебу по программе НУШ (новая украинская школа). В 2017-2018 ее на себе тестировали 100 школ. Теперь от детей при вступлении не требуются умения читать и считать, а борьбы за место и вступительных испытаний не должно быть, поскольку дети закреплены за своими школами. Однако родители, привыкнув к соревнованиям и ежедневному доказыванию своей компетентности, переживают и стараются подготовить детей к новому этапу. Соответствующих занятий в городе, что называется на вкус и кошелек. «Большой Киев» побывал в одном из самых популярных  детских центров с бесплатными занятиями.

Маленькие Нептуны и счетоводы мороженого

У окон – столы для занятий, за ними – коврик для физической активности. На самом деле, все для занятий и дети считают, что они играют. Каждый получает по персональному океану и превращается в Нептуна: одним пальчиком надо отправить всех рыбок сначала наверх, потом снова вниз. На самом деле это пакетик с жидкостью и фигурками, а игра в Нептуна – пальчиковая гимнастика, подготовка руки к письму.

Ручки поработали, теперь нужно ножки размять и головой подумать: ребята на «полянке» ищут лепестки с картинками к нужной букве-цветочку. Здесь сразу несколько навыков тренируются: и алфавит учат, и в команде работают (задание выполняют парами). 

«Важно, как дети взаимодействуют между собой, не толкают друг друга на одной территории», – поясняет педагог центра детского досуга «Салют» Оксана Мартынова.

Нахождение в группе – важная часть в подготовке к школе.

Само занятие длится 45 минут, но вид деятельности сменяется каждые 10 минут, не давая ребятам заскучать. В дошкольном возрасте детям хочется физической активности и работы с предметами,  задания так или иначе этот момент включают. Счет, например, проходит на цветных деревянных палочках для мороженого, которые дети то вставляют в тесто, то вытаскивают (сложение-вычитание). Но не счет или чтение педагог считает главными. Важнее научиться мыслить логически и без подсказок старшего.

«Бывает, ребенок и читать уже умеет и считает хорошо, а собрать овальное яйцо, разрезанное на 7-10 частей, не может. Самостоятельно обдумать план действий, заметить, что один край у детали  закругленный, а остальные – ровные, не может. Хотя это важный навык для обучения в целом», – говорит Оксана Петровна.

Многие задания направлены именно на тренировку логики и развитие образного мышления.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»
Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

 «Я стараюсь, значит, я молодец»

Другая сторона подготовки к школе – это социальная и, если можно так выразиться, бытовая. «Немало детей, которые стесняются выйти в туалет. Я вижу, что они стараются перетерпеть и сама их спрашиваю надо ли им выйти, – говорит педагог. – Объясняю, что они всегда могут прервать свое занятие, если есть такая необходимость». Казалось бы, такой простой, но очень важный навык тоже нужно сформировать к школе. Перечислить все  критерии подготовки к новой жизни невозможно, у каждого свои преодоления. Талантливый педагог найдет подход, причем значимых вознаграждений не нужно. Так, гиперактивный мальчишка, родители которого предупреждали, что он будет то под столом, то в другом конце зала, сидит и выполняет задание, чтобы заслужить самую почетную в группе награду – наклейку «золотое сердце».

В другом случае достаточно похвалы, главное – тогда, когда меньше всего ее ждут. Заскучали пара ребят на занятии, не хочется им выполнять задание, а педагог их при всех громко похвалила, но не за результат – а за старание. Все обратили на них внимание и ребята раз – и выпрямили спину, с двойным усердием взялись за работу.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

В конце занятия две девочки раздают конверты с заданиями своим одногруппникам – так формируется самостоятельность и ответственность за свою часть работы. Уходя, каждый называет обитателя морских глубин и получает тематическую наклейку. К моему удивлению, пяти-шестилетние ребята называют и кальмара, и лобстера, и ската.  На следующее занятие они постараются принести выполненные работы, ведь получат по наклейке-награде и прикрепят к своей папке.

«Вся папка в наклейках как бы говорит: я стараюсь, я молодец», – объясняет Оксана Мартынова гордость ребят.

После занятий детей встречают родители и бабушки. Мамы довольны, говорят, что дети в «Салют» бегут вприпрыжку, многое стало получаться гораздо лучше, а дома задания выполняют сами и родители только проверяют правильность.

«Нужно гореть тем, что делаешь, как иначе зажечь детей, если ты сам будешь холодный», – считает педагог Оксана Мартынова.

Что общего у детей и вкусных пирогов

Курс занятий длится три-четыре месяца. Этого достаточно, чтобы сформировать устойчивый навык и попробовать себя в другой сфере: в театральной студии, в шахматах или на творческих мастер-классах. Так больше детей смогут получить бесплатные занятия, решили в центре «Салют». Расположен он недалеко от Саперной Слободки в Голосеевском районе. Здесь много молодых семей и в ближайших ста домах живет почти 2000 детей.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Когда-то был кинотеатр «Салют», после его закрытия в жилом доме собирались открыть ресторан. Но в дело включился Благотворительный фонд Веры Прокопив, жены секретаря Киевской городской рады. Фонд предложил открыть детский центр и три тысячи жителей поддержали эту идею. 

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

В театральную студию деток приводят с 3,5 лет. И даже такие малыши уже что-то могут, например, под песенку дружно изобразить гусеничку. Дальше идут упражнения на артикуляцию, дыхательная гимнастика и мини-спектакли. Здесь занятия тоже идут через игру. «В таком возрасте дети очень любят гримасничать, – говорит преподаватель Алена Власенко, – поэтому придумала им игру «моськи»: показываю им маски с разными эмоциями, а ребята должны ее узнать, прочувствовать и выговорить скороговорку правильно и с соответствующей интонацией: грустно, радостно, сердито. Это и сложно, и весело одновременно».

Бывает так, что вначале ребенка стянуть со стула невозможно, он не хочет не то чтобы выступать, в общей игре участвовать не желает. А под конец курса уже дополнительные стихотворения просит.  Принесенные на занятия любимые игрушки могли бы помешать делу, но превращаются в помощников: выйти и рассказать о своей любимой кукле или динозавре – это же первое публичное выступление. Мысли в голове путаются и язык к небу прилипает – выступление для своих же сверстников куда сложнее, чем для учителя у доски. Это хорошо знает любой взрослый человек, которому приходилось произносить речь перед слушателями. Здесь дети учатся общаться, чувствовать себя и избавляться от комплексов, поясняет Алена Власенко.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Маленькие и не очень актеры готовят праздничные концерты и выпускные спектакли. Младшая группа зимой устраивала концерт звоночков. В мае дошкольники покажут театр теней. Но мини-спектакли по разным сказкам проигрывают на занятиях в течение всего курса.

«Сказка – это дверца, через которую мы получаем мудрость от предков», – говорит педагог.

Фото: Константин Ильянок, «Большой Киев»

Четыре месяца дети смотрят, привыкают, пробуют. Торопить нельзя, нельзя ломать, считают педагоги. «Дети, как тесто: надо дождаться, чтобы тесто поднялось, вызрело, открылось и тогда из него получатся вкусные и пышные пироги», – считает педагог по актерскому мастерству Алена Власенко. Пожалуй, это справедливо в отношении всего процесса детского образования. 

Великий Київ у Google News

підписатися