Сложно представить себе украинца, который хоть раз в жизни не слышал бы сакраментального: «Бачили очі, що купували, – тепер їжте, хоч повилазьте!», но мало кто связывает ее с именем Григория Квитки-Основьяненко. Классик украинской литературы как-то незаслуженно остается в тени, хотя его пьесы не сходят с подмостков большинства украинских театров, а биография изобилует интересными фактами, достойными легенды.
29 ноября 1778 года в семье полкового судьи родился мальчик – Григорий, который вследствие золотухи ослеп. Ни дипломированные врачи, ни пользующиеся уважением знахари ничем так и не смогли помочь, но мать – Мария Васильевна (в девичестве Шидловская) не сдавалась и в 6 лет повезла ребенка на богомолье.
Церковь и запрет отца
Первое, что увидел будущий классик украинской литературы – икона Озерянской Божьей Матери. История чудесного выздоровления кажется фантастической, можно только догадываться, какое сильное впечатление произвело чудесное прозрение на самого Григория Федоровича. Неудивительно, что первым выбором его будущего жизненного пути было служение Богу. Пробыв несколько лет в качестве послушника монастыря, Григорий Квитка всерьез собирался постричься в монахи, но отец не дал на это разрешения.
Сложно сказать, почему именно родитель был так против духовного поприща сына, но один любопытный факт говорит о том, что решение было небезосновательным. Даже будучи послушником, Григорий занимался творчеством: в его келье стояло фортепиано, и молодой человек сочинял музыку, правда, – духовную.
Театр и запрет матери
Еще какое-то время Григорий Квитка вел скромную жизнь затворника, но природа взяла свое – следующим увлечением писателя стал театр. Учитывая тот факт, что актеры традиционно не пользуются одобрением церкви и довольно долго их даже хоронили за оградой кладбища, это была кардинальная перемена, которая полностью доказала правоту прозорливого родителя.
Надо сказать, что не только театр увлек Григория, в этой истории не обошлось без женщины. Роковая красавица Татьяна Преженковская (Пряженківська) пленила сердце писателя, он был готов жениться, но на этот раз в судьбоносное решение вмешалась мать. Мария Васильевна была дворянкой и считала актрису, пусть даже талантливую, неровней себе и своему сыну. Григорий, выбирая между двумя женщинами, справедливо рассудил, что жену он еще найдет, а вот мать у него одна.
Интересно, что Татьяну Преженковскую можно по праву считать фатальной женщиной украинской литературы, так как в ее биографии было место и для другого мужчины – Ивана Котляревского. Именно, с целью вызвать взаимность у актрисы, Иван Петрович напишет легендарную пьесу «Наталка-Полтавка», правда, в жены тоже не возьмет – только в любовницы.
Во дворянстве и благословении
Еще один выполненный родительский завет привел Григория к новому поприщу – делам управленческим и благородным. Отдаляясь от театральной жизни, Григорий Федорович концентрируется на благотворительности и даже открывает первый в Украине Институт для бедных благородных девиц (город Харьков). Именно среди преподавательниц он и найдет свою будущую супругу – Анну Вульф.
От Татьяны Преженковской ее отличало практически все – не слишком красива, но хорошо образована; представительница солидной и уважаемой профессии, а не легкомысленная актриса. Единственное, что немного смущает – возраст, невеста была вдвое младше жениха. Тем не менее, брак Григория Федоровича сложился очень удачно и для него самого и для украинской литературы. Ведь именно жена заставила сорокалетнего Квитку всерьез взяться за писательскую деятельность, стала его бессменным редактором и даже литературным агентом.
Пренеприятнейшее известие
Считается, что идею пьесы «Ревизор» подсказал Николаю Гоголю Пушкин, но есть и альтернативная версия. Пьеса Гоголя была написана в 1835 году, в то время как пьеса Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» – в 1827 году. Оба произведения невероятно похожи сюжетно. С одной стороны – великие умы мыслят сходно, но с другой – известен факт, что Григорий Федорович отправлял свою рукопись в Петербург, где она на несколько лет затерялась.
Когда же в 1836 году до Квитки-Основьяненко дошла печатная версия «Ревизора», то он был в бешенстве. Созванная «комиссия» из друзей однозначно пришла к выводу, что не только сюжет, но и характеры героев сходы. Заимствовал ли Гоголь что-то или нет – сказать однозначно сложно, но каждый может составить свое мнения, прочитав обе комедии.
Почти 180 лет успеха
«Шельменко-денщик» – культовая пьеса, которая выдержала такое количество постановок и аншлагов, что и передать сложно. Если первая постановка состоялась 23 января 1840 году, то уже 14 декабря 2019 каждый желающий может посмотреть ее в Театре им. Ивана Франка в Киеве. Но комедию о хитром Потапе Шельменко, который объединяет двух любящих, публика могла так и не увидеть, ведь и эта рукопись тоже надолго затерялась в Петербурге.
Считается, что Квитка-Основьяненко написал пьесу еще в 1834 году, но только в 1838 году официальная цензура ее одобрила и разрешила к печати, но петербургский издатель не торопился. Наученный горьким опытом, Квитка через год запросил пьесу обратно, и тут выяснилось, что на этот раз идею не воровали, а просто потеряли рукопись. Квитка-Основьяненко решает переделать водевиль на повесть и пишет «Украинские дипломаты», интересно, что к моменту окончания повести нашлась и рукопись пьесы.
Фильмы по мотивам
В 1957 году Киностудия им. А. Довженко сняла фильм режиссера Виктора Иванова по мотивам пьесы, в этой кинокартине роли сыграли сразу несколько знаменитых украинских актеров: Николай Яковенко, Ада Роговцева, Михаил Покотило, Полина Нятко и другие.
Но самым знаменитым, любимым и популярным стал все же другой фильм, который тоже снят по мотивам пьесы Квитки-Основьяненко и тоже Киностудией им. А. Довженко – «Сватовство на Гончаровке». Фильм 1858 года с Нонной Копержинской, Аллой Ролик, Михаилом Крамаром просто растащили на цитаты.