История повторяется: подобный форум проходил в Киеве вскоре после презентации cтратегии-2025 в мае 2012 года. В прошлый раз документ разрабатывала другая консалтинговая компания – The Boston Consulting Group. КГГА подготовила по такому случаю инвестиционные предложения на $3,7 млрд. Но вся громкая затея закончилась ничем.
Стратегия-2025 имела красивое название, но не предусматривала механизма реализации. Из девяти стратегических инициатив с места сдвинулась только одна, причем не ключевая, – «Днепровская жемчужина» (благоустройство набережных и островов), и то во многом благодаря энтузиазму архитекторов-урбанистов. Все остальные планы остались на бумаге, во многом из-за того, что были разработаны без участия городской общины. Никто не учитывал мнение гражданских активистов, профессиональных экспертов, представителей бизнеса.
Как берлинцы стратегию готовили
Поэтому главное в данном случае не собственно стратегия, а процесс ее создания, привлечение к работе над ней как можно больше заинтересованных сторон. И тогда возникает эффект причастности – ты будешь если не отстаивать принятое решение, то по крайней мере не станешь противиться. Так сделали в Берлине, когда в 2013 году провели продолжительную по времени городскую стратегическую сессию. В одном только Городском форуме – 2030 (так называлась площадка для обсуждений) приняли участие около 2500 берлинцев. Было собрано более тысячи экспертных заключений и рекомендаций, а посещаемость сайта-платформы, где шло обсуждение онлайн, превысила 75 тысяч пользователей в месяц.
Обсуждения начались с попытки сформулировать видение Берлина его жителями. Сильный и умный, креативный и урбанистичный, зеленый и мобильный, социально ответственный, сознательный и преданный – вот главные смыслы, которые берлинцы вложили в собственное видение города. И выделили шесть характерных качеств города:
1) динамическая столица с глобальным потенциалом;
2) инновационный центр экономики и науки;
3) место по предоставлению возможности для творческого развития;
4) универсальный и социально ответственный город, обеспечивающий социальную защиту;
5) зеленый и компактный город;
6) столица с огромным количеством неразработанных земельных ресурсов.
Именно в такой последовательности. Сначала – глобальное позиционирование, наука, креативное развитие, социальная защита, озеленение, и лишь в конце застраивание неосвоенных территорий. Для самих берлинцев их город – это «сцена с глобальной аудиторией, которая служит площадкой для национальных и международных политических институций», «уникальная атмосфера толерантности и свободы для людей со всего мира, из разных социальных слоев и с разными жизненными историями», «здесь община стоит на первом месте», «большое количество зеленых зон предоставляет разнообразные возможности для развития семьи и детей» и, наконец, «в сравнении с главными европейскими городами Берлин имеет большой потенциал строительства как внутри города, так и за его пределами».
Не правда ли, похоже на Киев? Когда говорят о «берлинизации» украинской столицы, стоит иметь в виду именно такой порядок свойств города, а не только появление все новых креативных заведений и урбанизм в хипстерском представлении.
Восемь стратегий развития для Берлина: город в цифрах
1.Улучшение экономики через привлечение смарт-технологий
«Сделано в Берлине» – на сегодня город среди лидеров в Европе по количеству высокотехнологических стартапов, каждая третья компания в Берлинско-Бранденбургском регионе работает в сфере инновационных технологий, преимущественно в таких кластерах, как управление энергией, здравоохранение, IТ, медиа, оптика, транспорт и логистика, а также художественное творчество.
2. Выявление сильных сторон через креативность
«Берлин – международный центр творчества». С 2009 года в творческой сфере города создано около 30 тысяч рабочих мест, рост этого сегмента городской экономики составил 28%, каждый 11-й берлинец занят в творческой сфере.
3. Обеспечение занятости через образование и квалификацию
Берлин делает ставку на образование, причем не только в школах и университетах. Детские сады посещает 40% детей до двух лет и 95% – в возрасте трех-пяти лет. При этом городские власти стимулируют сотрудничество между школами и местными жителями, открывают всевозможные курсы повышения квалификации как для молодежи, так и для людей старшего возраста. А библиотеки в Берлине уже превратились в центры внеаудиторного образования.
4. Усиление разнообразия районов
Численность населения Берлина растет очень быстро – в 2014 году жителей города стало больше на 44,7 тысяч человек, а за 2011-2014 гг. – на 175 тысяч. 85% берлинцев живут в арендованных квартирах. Предложение недвижимости для найма здесь очень разнообразное, низкий порог входа на рынок жилья обеспечивает возможность менять квартиры, не меняя район проживания. Каждый район города уникален, центра в нашем понимании нет, власти поддерживают локальный бизнес (магазины, заведения сферы услуг), что способствует разнообразию предложения. Для нового жилищного строительства в Берлине выделено 25 территорий.
5. Город и зеленые зоны растут вместе
К концу 2017 года планируется высадить около 10 тысяч новых деревьев в рамках кампании «Дерево для Берлина». Для 2,2 млн горожан зеленые зоны предусмотрены не далее чем в 500 м от места жительства, а в целом 44% площади города занимают леса, сады, водная гладь, парки и спортплощадки. Власти следят за таким показателем, как гидроизолированность грунта, – на сегодня 33% территории Берлина заняты зданиями и дорогами.
6. Дружественное отношение к сохранению климата
Климатически нейтральный город – цель Берлина к 2050 году. С 1990 по 2011 год его выбросы CO2 сократились на 33%. В настоящее время на возобновляемые источники энергии в городе приходится только 3,3% энергопотребления, так что акцент делается на энергоэффективность и зеленые технологии. Сейчас разница температур в городе и за его пределами может достигать +3 градуса днем и +12 градусов ночью.
7. Улучшение транспортных сетей и мобильности
70 минут ежедневно в среднем тратит житель Берлина на поездки. В городе из десяти человек автомобилями владеют три, а вот велосипедами – семь. При этом по 27% перемещений горожан приходится на ходьбу и использование общественного транспорта, 25% поездок совершается на личных автомобилях, ну а дальше – самое интересное: 13% поездок осуществляется на велосипедах и 7% – на попутном транспорте. Всего в городе 1000 км велодорожек, причем из них 662 км – обособленные. А жители пригородов активно используют для поездок в Берлин железную дорогу – в 2013 году пригородными поездами воспользовались 402 млн пассажиров.
8. Создадим будущее вместе
Делается серьезная ставка на развитие потенциала всей Берлинско-Бранденбургской агломерации, где проживает более 4,4 млн человек. Поэтому речь идет также об интеграции бюджетов и координации землепользования, транспортной системы, сотрудничестве с местным самоуправлением. Самое главное – максимальное привлечение к развитию города всех заинтересованных сторон. Так, при разработке стратегии-2030 было привлечено более 100 ассоциаций и институций не только из Берлина, но и всего региона.
Точки роста
В Берлине понимают, что просто перестроить весь город, – непосильная задача, поэтому выбрали десять трансформационных зон, где пройдут самые масштабные изменения. Центральную часть, Берлин-Митте, предполагается развивать как деловой, научный и культурный центр, здесь должно быть много доступных квартир, зеленые зоны на реке Шпрее, «это станет местом, где можно будет встретить гостей со всего мира». Западный центр Сити-Вест с архитектурой XIX века видится как район, наполненный университетами, музеями и культурными объектами. Расположенные вдоль реки Шпрее бывшие промзоны трансформируются в район креативной экономики с жильем и рабочими местами, а территория бывшего аэропорта «Тегель» превратится в «Республику урбанистических технологий» – лабораторию «умного» города.
Немецкие эксперты – о немецком подходе к стратегии города
«Важна договоренность между жителями и политиками на высоком уровне»
Катарина Георге, интегрированный эксперт немецкого фонда GIZ в департаменте градостроительства и архитектуры КГГА (Берлин):
Стратегия развития немецких городов определяет примерно, что будет происходить в каждой зоне. Но нужно, чтобы различные стороны договорились и эта договоренность была на высоком уровне, между жителями и политиками. Например, для пешеходных зон можно поставить целью, чтобы пешеходы имели такие же права, как и водители. А когда будет достигнуто согласие в целях, можно разрабатывать проекты. Если же при разработке проектов возникают конфликты, то нужно вернуться к целям.
И очень важно понимать, что будет после разработки стратегии, важно опираться на основные точки изменений. Например, точки роста в Cтратегии Берлина – 2030: когда мы определимся с основными точками, можно разрабатывать план развития для этих точек, смотреть, какие ресурсы есть и какие понадобятся. Но самое важное – на всех уровнях должно быть согласие всех со всеми.
Что касается генплана Киева, который фактически должен определять развитие города, то там все очень подробно расписано, это негибкий план. Хорошо, что сегодня в Киеве существует несколько рабочих групп, которые обсуждают стратегию развития города, но не хватает широкой общественной дискуссии. Создание нового генплана – это правильное решение, но важно, чтобы он учитывал наработки рабочих групп.
«Мы просто спросили жителей, каким должен быть город, чтобы успешно развивать бизнес»
Норберт Нойхауз, бывший вице-мэр по развитию (Трир)
После падения Берлинской стены из нашего стотысячного города начали выводить французский военный контингент, на обслуживание которого во многом был ориентирован город. Освобождались большие территории, где размещались военные, и нам нужно было понять, как жить дальше. Кроме того, Трир – старейший город Германии, основанный еще до Рождества Христова, здесь сохранилось множество памятников эпохи Древнего Рима, все вместе – это большой потенциал для развития.
У нас не было экспертов, мы могли бы позвать консалтинговую фирму для разработки стратегии, но использовали собственные ресурсы. Пригласили людей из разных сфер, создали несколько рабочих групп и спросили, каким они видят будущее города. На первой встрече люди рассказывали идеи, которые и так витали в воздухе уже лет двадцать. Но это было неверно – и мы на второй встрече спросили, каким должен быть город, чтобы можно было успешно развивать бизнес.
Уже на третьей встрече нам предложили десять прекрасных идей, но они были локальными, не на макроуровне. Это проблема многих городов – люди далеко не всегда видят широко. И на четвертой встрече я предложил концепцию развития города, включавшую все идеи, которые люди называли. И они согласились с концепцией, так как я интегрировал все идеи – это были их идеи, которые уже звучали.
Это важный психологический момент создания стратегии – важно взять идеи, о которых люди говорят. И услышав это, они с готовностью будут принимать то, о чем им сказали. И в конце мы презентовали этот проект городскому совету, который принимал решение, – и голосование было единогласным, потому что все принимали участие.