Жила-была Тифани. В 14 лет – средние способности, пышная фигурка, простая семья, покупки в Walmart, желание нравиться, но не быть заметной сверх меры. В 28 – карьера журналистки гламурного издания, анорексия, богатый жених с отменной родословной, одежда из бутиков, жажда известности. Между версиями героини – годы работы над собой и тонны притворства, чтобы никто не догадался, кто она на самом деле
Это могла быть очередная история Золушки, если бы не случившиеся некогда события, каждое из которых ужаснее предыдущего. Хотя как можно сравнивать групповое изнасилование несовершеннолетней, нападение на школу и убийство семи человек? Американская дебютантка Джессика Нолл вообще горазда расставлять ловушки, ехидно посмеиваясь и над публикой, и над героиней. Что неожиданно, ведь авторские шпильки в адрес униженной и оскорбленной могли бы считаться моветоном.
Однако писательница безжалостна: она крутит Ани, словно куклой, то разворачивая к нам пострадавшей стороной, то демонстрируя ее якобы преступные наклонности, то намекая на талант манипулятора. За счет того, что до эндшпиля не ясно, кто перед нами – жертва, злодейка или «серый кардинал» – характер главного действующего лица выглядит объемным. А потенциальный триллер, разрывая вериги жанра, превращается в психологическую драму, которая так и просится на экран – неожиданных поворотов предостаточно.
Скрытые в тексте кинематографические возможности тонко уловила Риз Уизерспун, которая выкупила права на фильм еще до издания книги. Надо отдать должное Джессике как автору и Риз как продюсеру – у обеих дам отменный нюх на социальные настроения современности.
Трендом 2017 года, особенно после голливудского скандала с Харви Вайнштейном и обиженными им актрисами, стало стремление открыто говорить о вещах неудобных, стыдных, марающих. Невзирая на личности, должности и статусы. Нолл настаивает: тот, кто прячет голову в песок, позволяет хищнику и дальше творить зло, а, значит, сочувствует ему и соучаствует.
Особенно тяжело рассказывать о своем опыте в ситуации Ани, пребывающей в эпицентре вакханалии добра. Окружающие ласковы и внимательны; призовой жених Люк советует простить и забыть; главный поганец улыбается и требует позитивного к себе отношения. Она старается, но толку мало: это будто надеть туфли на три размера меньше и уверять, что лучше никогда себя не чувствовала.
Пожалуй, тектонический разрыв между тем, что героиня думает, чувствует и делает, и составляет сердцевину книги. Особенно хороши у Нолл диалоги, в которых отражаются тщетные усилия поведать правду тем, кому она не нужна. Местами они до колик забавны, однако чаще напоминают разговор глухого со слепым. Из них понятно, чего хочет женщина. Но вряд ли ее когда-либо услышат.
Джессіка Нолл. Найщасливіша дівчина на світі. – К.: КМ-Букс, 2017