Религиозная жизнь Киева после освобождения

Автор: Евгений Голодрига
07:00 03.04.2018

После освобождения Киева от большевиков в марте 1918 года, и устранения риска попасть под каток красного террора за свои убеждения,…
Читать дальше

Религиозная жизнь Киева после освобождения
оренда квартири Київ

После освобождения Киева от большевиков в марте 1918 года, и устранения риска попасть под каток красного террора за свои убеждения, в городе заметно оживилась общественная жизнь, в том числе церковная

Цена «веротерпимости» советской власти

Вышедшему в марте 1918 года из своеобразного подполья киевскому священству и неравнодушным горожанам вновь предстояло решать задачи обустройства религиозной жизни в условиях государственной независимости. Но в задачах этих появились новые исходные данные.

Прежде всего общественность узнала настоящую цену декларациям большевиков о терпимости к религии. Очень ярко это их отношение проявилось во время беспощадного обстрела города в конце января. Муравьевские артиллеристы не щадили ни жилых кварталов, ни больниц, ни церквей, многие из которых являлись архитектурными и историческими памятниками. Даже напротив – колокольни, хорошо видные с левого берега Днепра, служили и как ориентиры для пристрелки орудий, и в качестве непосредственных целей.

powerukraine

Киево-Печерская лавра

После освобождения города повреждения киевских храмов были осмотрены специальной комиссией в составе архитекторов, археологов и искусствоведов. Картина вырисовывалась безрадостная – разрушенные арки и колонны, груды битых кирпичей, обрывки позолоты, следы пожаров и иссеченные осколками иконы встретили проверяющих в Михайловском и Софийском соборах, в Киево-Печерской лавре и Никольском военном соборе (разрушен в 1934 г.).

Никольский военный собор

Во время оккупации Киева руки новой власти, правда, не дошли до массового закрытия церквей и расстрелов священников. Но отпевания жертв войны и террора проводились все же втайне, с оглядкой – большевики косо смотрели на человечное отношение даже к погибшим врагам. И жертвы среди клира случались. Так, 7 февраля неподалеку от Киево-Печерской Лавры был зверски убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), а митрополичий дом в Лавре ограблен.

Церкви не миновала и участь городских лавок, складов и квартир обывателей. Отнимая все и вся, отступающие красногвардейцы и солдаты прошлись и по киевским храмам. Так, ночью 1 марта жители центра Киева были разбужены перестрелкой в районе Софийского собора. Это группа непонятно кого – обычных уголовников или красногвардейцев – попыталась проникнуть внутрь. Охрана близлежащих домов отбила первую атаку, а вскоре подоспела помощь от городской думы, вынудив нападавших ретироваться.

Феофания

Много меньше повезло монашеской обители в Феофании, куда прибыли на автомобиле около десяти солдат и матросов. Под предлогом поиска скрывающихся офицеров и оружия они обыскали монастырь, изъяли золотую и серебряную утварь, около 900 карбованцев из монастырской кассы. Забрав все ценное, грабители скрылись.

Прерванный собор

Всеукраинский церковный собор, начавший работу в Киеве в средине января 1918 года (по новому стилю), в начале своей деятельности мало что успел сделать. Вопросы церковные из-за январского восстания и большевистской оккупации были отложены до лучших времен.

Последние заседания первой сессии собора проходили уже под аккомпанемент уличных перестрелок и взрывов. Артиллерийскому обстрелу подверглась женская духовная школа на Липках, предоставившая собору помещение, – снаряды рвались и рядом со зданием, и внутри. Невзирая на опасность для жизни, делегаты даже под пулями пробирались сюда. Многие из них получили ранения. Когда продолжать заседания стало вовсе невозможно, было решено создать комиссию по подготовке второй сессии собора и продолжить организационную работу на местах.

В итоге первая сессия лишь сформировала рабочие органы собора:

1. Комиссия управления – организовывала высшее церковное управление и вырабатывала отношение церкви к государству.

2. Епархиальное и приходское управление.

3. Комиссия по украинизации церкви – обустройство украинской народной церкви.

4. Отдел организации церковного образования.

5. Отдел организации монастырской жизни.

6. Экономическая комиссия – решение церковно-хозяйственных дел и вопросов материального обеспечения духовенства.

Открытие второй сессии назначалось на 10 мая 1918 года.

Непосредственно перед закрытием было обнародовано «особое мнение 53-х» с подачи делегатов от Подолии. В нем, в частности, выдвинута инициатива обратиться к странам и народам с призывами к братству и миру. Также акцентировалось внимание на необходимости оградить украинскую религиозную жизнь от посягательств извне на управление ею. Подписанты задекларировали свою приверженность идее канонической независимости украинской церкви.

Михайловский собор

Старое братство на новый лад

Здесь же, в первой женской духовной школе, группа делегатов собора приняла решение об основании православного украинского братства по образцу церковных братств периода Гетманщины – для обустройства народной церкви и широкой инициативы масс в религиозной жизни Украины. Братство должно было защищать украинскую церковь от нападок московской патриархии, объявившей было Всеукраинский церковный собор неканоническим.

15 марта состоялось первое организационное собрание основателей братства, которое было решено назвать в старых украинских традициях Кирилло-Мефодиевским. Среди задач объединения отмечалось сплочение православных прихожан вокруг идеи украинской поместной церкви.

Выступавшие дали характеристику положению православия в УНР. Главной проблемой была названа зависимость от московского патриарха. Указывалось на возрастающее давление на украинские приходы греко-католической церкви с Запада и действие в Украине агентов влияния с Востока. Бороться с этими тенденциями нет возможности, так как отсутствуют соответствующие административные органы – недавно организованные епископские советы так и не приступили к работе, а большинство верховного клира, так называемые церковные большевики, проводит промосковскую политику.

Киево-Печерская лавра

В собрании были названы основные направления деятельности братства: борьба не с русской культурой, а с русификацией украинской народной жизни – пут ем национального религиозного образования, распространения научно-образовательными средствами христианской культуры.

Украинская церковь, по мнению инициативной группы, должна строиться на принципе соборноправства, в противовес «епископскому деспотизму» московской патриархии. Для этого братство как общественная организация призвано способствовать образованию необходимых административных органов и оставаться распространителем соответствующих идей среди мирян.

Итогом собрания стало избрание комиссии по подготовке устава организации. 24 и 27 марта состоялись ее очередные заседания.

Митрополит Владимир

В то же время в прессе звучали и критические высказывания в отношении этих инициатив. Так, пропаганда автокефалии украинской церкви, по мнению газет, слабо согласовывалась с сохранением подчинения братства московской патриаршей власти.

Видя обострившуюся борьбу на церковном фронте и недостаточность усилий национально ориентированной церковной общественности, газеты рекомендуют новые методы деятельности в этой сфере. Для создания самостоятельной украинской поместной церкви и предотвращения срыва Всеукраинского церковного собора предлагалось вести работу среди рядовых прихожан – на иерархов, подчиненных Москве, призывы не действуют. И в конце концов следует обратиться за помощью к украинскому государству.

А «свои люди» в составе руководства УНР были.

Великий Київ у Google News

підписатися