Бывал ли святой Валентин на Контрактовой ярмарке?

Автор: Олексій Смолін
17:39 13.02.2018

Киевляне всегда любили и умели отмечать праздники. И сто лет назад день всех влюбленных исключением не был    Покровитель влюбленных…
Читать дальше

Бывал ли святой Валентин на Контрактовой ярмарке?

Киевляне всегда любили и умели отмечать праздники. И сто лет назад день всех влюбленных исключением не был 

 

Покровитель влюбленных и душевнобольных

Существует два противоположных мнения об истории празднования Дня святого Валентина в Российской империи. Одни утверждают, что о существовании такого святого в обществе узнали только в 1990 годах нашего столетия. В качестве главного аргумента они приводят всеми признанный факт того, что Валентин является католическим святым и в православной традиции был просто неизвестен. При этом «антивалентиновцы» забывают, что по всероссийской переписи 1887 года 4,4% населения империи составляли поляки, в большинстве своем римокатолики, а 2,1% – немцы-протестанты. И те и другие со святым Валентином должны были быть хорошо знакомы, правда, если для поляков он был покровителем влюбленных, то для немцев – защитником душевнобольных.

Другие, назовем их «валентиновцами», заявляют «что день влюбленных был одним из самых любимых праздников местного дворянства и купечества». В этот день якобы проводились балы, которые сопровождались своеобразной салонной игрой. В ходе этой игры путем жеребьевки выбирались пары, которые до конца вечера должны изображать из себя влюбленных друг в друга (а рамках светских приличий, разумеется). История эта, несомненно, интересная и дает обширную почву для фантазии, но, к сожалению, ни один из современных ресурсов, ее опубликовавших, не называет исторического источника, из которого она была почерпнута.

Перейдем к более  достоверным фактам. В начале прошлого века Русская православная церковь была одним из инструментов государственного управления, которым руководило своеобразное министерство по делам религий – Святейший синод. Переход из православия в другую христианскую концессию, ислам или иудаизм до 1905 года в «тюрьме народов» относился к уголовно преследуемым преступлениям. Любое заигрывание своей паствы с «чужими святыми» Русская православная церковь воспринимала крайне болезненно и ревниво, особенно если это касалось дворянства – «опоры самодержавия».

По старому стилю

День святого Валентина во всем мире отмечается 14 февраля. «Местное время» в начале прошлого века отставало от большинства цивилизованных стран на две недели. Таким образом, в Киеве 1901 года День святого Валентина отмечали бы 1 февраля (по старому стилю). Но тут было одно обстоятельство – 2 февраля Русская православная церковь праздновала Сретение Господне. Этот двунадесятый православный праздник стоит в одном ряду с Рождеством, Крещением и Пасхой, лишь немого уступая им по своей важности. Мог ли допустить Святейший синод, чтобы в предпраздничный день Сретения православные «уходили налево» и отмечали день чужого католического святого? Очень сомнительно…

И точно! В газете «Киевлянин» за 1 февраля 1902 года писали: «Сегодня, 1 февраля, на основании Высочайшего утвержденного 2 июля 1900 года положения Кабинета министров, накануне двунадесятого праздника Сретения Господня, все театральные представления, концерты и другие различные зрелища воспрещаются». И год спустя: «В четверг, 1 февраля, в городе по случаю кануна праздника Сретения Господня все увеселительные места будут закрыты, общественные представления и музыка запрещены». Какой уж тут день влюбленных? Ни в ресторан сходить, ни в синематограф, ни в варьете, даже потанцевать нельзя…

Да и в газетах ни одного упоминания о празднике влюбленных ни в аннотации к концертам, ни в уведомлении о костюмированных балах, ни в рекламных объявлениях. Кстати, балы и рекламу надо обсудить отдельно. А пока поговорим об открытках.  Мне не попадалась ни одна поздравительная открытка начала прошлого века с надписью «С Днем святого Валентина» на русском или украинском языке. На английском, французском, польском есть. На русском нет. Выходит, не было спроса, отсюда отсутствовало и предложение? Или существовал запрет, гласный или негласный, на издание таких открыток российскими типографиями?

Обойдемся без открыток

Если разбираться с валентинками, то можно заметить еще одну тенденцию: не было поздравительных открыток «Со Сретением Господним». Сохранилось сотни новогодних, рождественских, пасхальных и крещенских поздравительных открыток конца XIX – начала XX века, а вот со Сретением поздравлять друг друга не спешили. А ведь праздник-то большой. Если судить по тому, как его отмечали в дореволюционном Киеве:

 «Киевское коммерческое собрание. В субботу, 2 февраля, дан будет бал-маскарад. Плата за вход 1 р. 60 коп. Начало в 9 часов вечера. Танцующих просят быть в черных сюртучных парах».

«Цирк Франкони. 1 февраля представления не будет. В субботу, 2 февраля, грандиозное праздничное представление. Начало в 8 часов вечера».

«Шато-де-Флер. Дирекция А. А. Кульчицкого. В пятницу, 1 февраля, ресторан открыт до 4 часов ночи. В субботу, 2 февраля, «Маскарад», дебюты новых артистов, Варшавский оркестр Цыбульского, румынская капелла Стефаческо играют до 4 ночи».

«Киевское русское купеческое собрание, 2 февраля. Семейный вечер. Музыкальное отделение»

«Суббота, 3 февраля, в зале купеческого собрания Бал цветов. Зал будет декорирован в декадентском вкусе, при двух оркестрах музыки. Дамы приглашаются быть в бальных платьях с цветами, господ статских просят быть во фраках, а господ студентов в мундирах или форменных сюртуках. Не имеющие цветов уплачивают добровольный штраф. Билет для входа в зал и хоры 3 рубля 10 коп., а для господ студентов и офицеров по 1 рублю 10 копеек».

«Литературно-артистическое общество. 3 февраля состоится журфикс. Члены общества с семействами входят по годовым билетам, а гости по рекомендациям членов».

Был бы повод

Согласитесь, отмечали ярко, публично, с размахом. Вопрос только в том, что именно на самом деле праздновали – принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями или праздник в честь малоизвестного в России святого и его подопечных.

Кроме того, между газетных строк таится еще одна загадка. Или отгадка. Судите сами. Аккурат в конце января, а особенно 1 февраля, содержание рекламных объявлений в киевских газетах 1900, 1902 и далее до 1905 года резко меняется. Печатным машинкам «Мерцедес» и швейным «Зингер», а так же другим техническим новинкам приходится потесниться ради более нежного и галантного товара:

«Французский магазин Nice, Николаевск., 4, правая сторона. Букеты и корзины. Цены вне конкуренции».

«Открыт магазин цветов А. И. Гавриленко. Громадный выбор живых цветов. Самое лучшее выполнение в Киеве заказов на букеты, корзины и прочее. Цены варшавские».

«Магазин цветов П. Д. Лишина. Предлагает отдельно срезанные цветы, так и принимает заказы на бутоньерки, корзины, гирлянды».

«Живые цветы. Французские, свежие, душистые. Крещатик, Пассаж».

«Б. Ф. Крюгель. Киев. Ежедневно свежие цветы как собственные, так и заграничные. Цены самые умеренные. Магазин на Фундуклеевской, 4».

Тут же, кроме цветов, на рекламных разворотах появились духи «Левкой» от А. Ралле и К, парижская парфюмерия Presioca «прелестные нежные духи, долго сохраняющие свой запах», конфеты «Делис» производства Гр. Э. Коморовской, лучшее шампанское Henri Roederer «приготовленное исключительно из французских вин» и много других ароматных и вкусных вещей.

Трудно с уверенностью сказать, праздновал ли дореволюционный Киев день влюбленных или нет, но каждый год к 1 февраля (по старому стилю) и 14 февраля (по новому) у горожан появлялась срочная повышенная потребность в конфетах, цветах и шампанском. 

Великий Київ у Google News

підписатися