В начале апреля в Киеве стартовала национальная кампания «Врач для каждой семьи». Подписать декларацию с врачом теперь можно в каждом медучреждении первичной помощи столицы. Кроме того, ожидается, что до июля начнет полноценно работать недавно созданная Национальная служба здоровья (НСЗУ)
Врачи медучреждений Киева, заключивших к этому моменту договор с НСЗУ и прошедших автономизацию, будут получать финансирование по новой схеме: согласно количеству пациентов, которые подписали с ними декларации.
В 2018-м изменения касаются только терапевтов, педиатров, семейных врачей, а вот для узких специалистов (к примеру, кардиологов или неврологов) что-то изменится только со следующего года. Как сегодня проходит медреформа в Киеве – разбирался «Большой Киев».
Выбор «своего» врача: прописка теперь не важна
На данный момент в Киеве работают 1370 врачей, с которыми можно подписать декларацию, отмечает первый заместитель главы КГГА Николай Поворозник. Терапевт может заключить договор на обслуживание 2 тыс. человек, семейный врач – 1,8 тыс., а педиатр – 900. Но переживать из-за того, что врач уже набрал необходимое количество пациентов, не стоит. В Минздраве говорят, что таких случаев по всей стране – не более десятка. Чтобы заключать декларации с пациентом, медучреждение должно зарегистрироваться в электронной системе eHealth. Согласно данным КГГА, практически вся «первичка» города автономизирована и уже зарегистрирована, а это – первые шаги к тому, чтобы город присоединился к реформе. По сути, чем раньше медучреждение начнет работать «по-новому», тем быстрее получит прямое финансирование.
Что нужно киевлянину для подписания декларации с доктором? Для начала – найти медучреждение, где есть синие наклейки с надписью «Тут можна обрати свого лікаря». Если вы уже остановили свой выбор на ком-то из врачей, можно записаться на прием онлайн или прийти без записи. При себе надо иметь паспорт, идентификационный код и мобильный телефон.
Многих киевлян обрадовала новость о том, что «принцип прописки» при подписании декларации с семейным врачом теперь отменен. В департаменте здравоохранения КГГА напоминают: врач не имеет права отказать пациенту в подписании декларации, если тот прописан «не на его участке». Если такие отказы в регионах случаются довольно часто (что является, кстати, грубым нарушением), то в Киеве это пока редкость. Если же вам отказали в подписании декларации именно по «территориальному» принципу, стоит сразу же жаловаться или в Минздрав, или в департамент здравоохранения КГГА. Но близкое расположение больницы к дому при выборе врача все равно играет большую роль для киевлян, отмечает заместитель директора по медицинской работе амбулатории № 1 Дарницкого района Киева Николай Красноступ.
«Большинство людей все равно идут к тому врачу, который ближе к их дому. В этом есть логика. Ведь это гораздо удобнее, чем ехать через весь город. Декларации подписывают в первую очередь те, кому медицинская помощь нужна чаще всего: родители маленьких детей или пенсионеры. А вот людей 25-45 лет пока мало. Это те, кто традиционно обращается к врачам намного реже», – объясняет собеседник «Большого Киева».
По его словам, ажиотажа на подписание деклараций пока не наблюдается. К тому же весной и летом люди болеют не так часто: пик ОРВИ и гриппа уже прошел. Также не оправдываются слухи о том, что врача якобы надо найти как можно быстрее, ведь позже за это придется платить. Наоборот, спешить не стоит, ведь дедлайна как такового нет. Для пациента ничего не изменится, если он найдет семейного врача не сейчас, а через месяц или два. Это даже лучше, ведь к выбору можно подойти более серьезно, а в медпомощи не откажут никому.
Врачи обзванивают пациентов с предложением подписать декларацию
Киевлянка Людмила Николайчук узнала о том, что теперь врача можно выбрать самому, когда ей позвонили на домашний телефон из амбулатории № 5 Голосеевского района.
«Как оказалось, звонила семейный врач. Корректно представилась, рассказала, где работает. Объяснила, что звонит, потому что я живу недалеко от поликлиники и что мне, наверное, удобно наблюдаться у них. Предложила выбрать или ее, или любого другого врача из амбулатории. Было очень необычно», – рассказывает женщина.
Своего доктора она пока не выбрала, но говорит, что уже ходила в медучреждение «посмотреть на врачей». Информация о них – биографическая справка и фото – размещена на специальном стенде.
Электронная запись к врачу
Киев стал одним из первых городов в Украине, где внедряют электронные карточки пациента, позволяющие сохранять информацию о состоянии здоровья в электронной системе. В начале 2017 года Подольский район первым в столице запустил пилотный проект электронной записи к врачу. Записаться онлайн можно к специалистам и первичного, и вторичного уровня. Теперь система действует в Оболонском, Соломенском, Дарницком, Деснянском, Шевченковском, Святошинском и Голосеевском районах. По сути, пилотный проект уже стал постоянно действующим. Сегодня сервис Helsi.me работает в девяти районах Киева. Ежедневно на прием записывается около 15 тысяч человек, уточняет CEO проекта Артем Михайлюк.
«Мы одними из первых прошли «пилот» и сейчас можем говорить об этом уверенно – система работает хорошо. На данный момент в нашей поликлинике нет врачей, к которым нельзя записаться онлайн. К электронной записи давно привыкли и пациенты», – делится директор консультационно-диагностического центра Подольского района Киева Игорь Королик.
Перед приемом врачу в этой поликлинике приносят список тех, кто записался. Тех, кто не пришел, вычеркивают, а данные об остальных вносят в электронную базу. Сначала принимают тех, кто записался в интернете, а затем – всех остальных в порядке живой очереди.
Появилась ли возможность в подключенных к системе медучреждениях Киева выписывать электронный рецепт? С таким вопросом мы обратились к Артему Михайлюку, CEO сервиса Helsi.me, через который пациенты записываются к врачу.
«Такая возможность уже разработана, но будет внедрена после запуска в Центральном компоненте Национальной системы eHealth, а также после обеспечения соответствующими нормативными документами Минздрава. Ориентировочно – через два месяца», – уточняет он.
Много врачей жалуются на то, что система периодически «зависает». Кто несет ответственность в случае сбоя системы? По словам Михайлюка, сервис Helsi работает без сбоев и обеспечивает запись на прием к врачам ежедневно для 15 тысяч пользователей.
«Врачи в основном упоминали затруднения, которые были в функционале по подписанию деклараций. Они вносятся в Национальную систему eHealth через десять аккредитованных медицинских информационных систем, включая Helsi. Этот процесс обеспечивается двумя функциональными частями – Центральным компонентом, который принадлежит государству, и непосредственно системами. Когда на стороне Центрального компонента случается заминка, она отражается на работе всех десяти систем. Мы постоянно на связи с разработчиками Центрального компонента и максимально быстро реагируем на все запросы», – уверяет Михайлюк.
«Пока не всегда легко объяснить пациенту, почему мы не приедем «на температуру 37,2»
Сейчас вызовы на дом участкового педиатра и участкового терапевта осуществляются так же, как и раньше, подчеркивает врач и эксперт «Реанимационного пакета реформ» Евгений Гончар. «Действительно, с 1 июля врач сам будет решать, идти на вызов или лучше проконсультировать по телефону», – говорит он.
«Уже многие киевляне слышали, что журнал вызовов отменили. Но сами вызовы никто не отменил, – поясняет директор Центра первичной медико-санитарной помощи № 2 Подольского района Надежда Биличук. – В чем же отличие? В том, что врач теперь имеет право решать, идти к пациенту на дом, проконсультировать по телефону или посоветовать прийти на прием самому. Прийти на кашель или небольшую температуру – да, такое в Киеве уже вряд ли будет. Посудите сами: врачу рациональнее прийти к тяжелому больному или к тому, у которого простуда?».
По словам Биличук, «легким» пациентам будут советовать записаться на прием к своему доктору. Сейчас врачи ведут прием пациентов не менее четырех-пяти часов в день и ходить на вызовы при такой высокой загрузке времени практически не остается, поясняет собеседница. При этом она напоминает: те, кто физически не может прийти на прием, без помощи не останутся. К ним будет приходить специально обученный персонал и обязательно окажет помощь.
Парамедики: планы на будущее
Что же будет в Киеве со скорой и неотложной помощью? Как оказалось, в ближайшее время изменений здесь практически не ожидается.
«Что касается экстренной или скорой медицинской помощи, которую мы вызываем по телефону 103, то в ее деятельности абсолютно никаких изменений пока не предвидится, – уточняет эксперт РПР Евгений Гончар. – На данный момент нет никаких новых постановлений Кабмина о том, чтобы деятельность экстренной помощи изменилась. Поэтому тезис о том, что скорая помощь якобы перестанет ездить на вызовы, неверный».
Изменений в деятельности неотложной помощи в Киеве тоже в ближайшее время не будет. По крайней мере, в ближайшие несколько месяцев как минимум. В будущем планируем привлекать для оказания скорой и неотложной помощи парамедиков – обученных специалистов. Сначала ими хотели заменить фельдшеров, но в итоге собираются оставить и тех и других. Ожидается, что переход на «парамедицинскую» систему будет проходить на протяжении пяти лет и не будет быстрым. Пока такое предложение только обсуждается.
«Есть определенные идеи, но говорить о какой-либо конкретике рано. Сейчас вся нормативная база для «неотложки» – та же, что и раньше. Пока мы только ожидаем презентации готовой стратегии насчет этого вопроса, но и здесь сроков никаких пока нет», – обращает внимание Гончар.
«Надо отдать должное киевскому департаменту здравоохранения в том плане, что неотложная помощь у нас есть и не отменена. Если будет переходный период, когда запланируют что-то менять, то «неотложку» нужно сохранить. В переходной период каждый должен получать медицинскую помощь, как это было раньше», – добавляет Надежда Биличук.