7 декабря — День местного самоуправления. А в апреле следующего года будет пять лет как в Украине стартовала реформа местного самоуправления. «Большой Киев» обсудил успехи реформы с исполнительным директором Ассоциации городов Украины Александром Слобожаном, в которую входит 745 муниципалитетов и среди них 302 объединенных территориальных общины, и узнал какие изменения уже наступили в Украине.
— Александр, реформа, прежде всего, задумывалась, чтобы органы местного самоуправления могли стать более свободны в финансовых вопросах. Как вы оцениваете на данный момент результаты?
— Бюджетное планирование чуть-чуть улучшилось – не так сильно централизовано принятие решений Минфина. Но мы прошли первый этап, который называется о реформе межбюджетных отношений. Это взаимодействие центра и органов местного самоуправления в плане перераспределения ресурса. Но сказать, что реформа завершилась, мы не можем. В принципе реформа была нацелена на то, чтобы органы местного самоуправления были полностью финансово состоятельными в решении проблем местного значения. Есть несколько показателей, которые не говорят об этом.
Речь в первую очередь о делегировании полномочий – то есть сейчас государство делегирует органам местного самоуправления полномочия в отраслях образования, здравоохранения, социальной защиты, однако на 100% не финансирует эти сферы.
То есть конституционный принцип говорит о том, что если государство передает каким-то органам какие-то полномочия, то должно и финансировать их, передав стопроцентный ресурс. Из года в год мы говорим, что городам недостаточно образовательной и медицинской субвенций, как и недостаточно финансов, выделяемых на социальные выплаты. И сложилась такая ситуация, что на государственном уровне устанавливаются льготы, которые в итоге не финансируются, например, тот же льготный проезд. Количество льготников в стране растет. Сейчас порядка 14 миллионов граждан Украины – льготники. Субвенция на проезд составляет более 2,7 млрд грн. Но города ее не получают.
Аналогично по медицине и образованию. Сначала государство включало в состав субвенции финансирование полного пакета расходов в этой отрасли – то есть зарплата педагогическому и непедагогическому персоналу, оплата коммунальных услуг. А с 2017 года образовательная и медицинская субвенция финансирует только зарплату. Но много сотрудников не относятся к этой категории. Это так называемый обслуживающий и административный персонал: библиотекари, лаборанты, замдиректора по воспитательной работе, которые сюда не попадают. Если глобально говорить, то получается дефицит, который города финансируют за счет своих денег. Но при этом на местах страдают такие сферы как жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, то есть за то, что непосредственно отвечают города, из которых изымаются средства на медицину и образование.
На государственном уровне устанавливаются льготы, которые в итоге не финансируются, а количество льготников в стране растет
Получилось, что у нас был огромный перекос в финансировании. Такой, что муниципалитеты не могли финансировать свои собственные полномочия в сфере благоустройства, комфорта жизни в городах – это ремонты лифтов, крыш, дорог, утепление, фонтаны, водопровод, тепло. И вроде бы объем бюджетов большой, но, если посмотреть более детально, процент зависимости от межбюджетных трансфертов из центра, передаваемых на выполнение определенных полномочий, так и остался на уровне 56-57%.
— И процент от налога на доходы физических лиц, то есть основная статья наполнения городского бюджета, например, в Киеве, остается на уровне 40%, хотя когда-то был больше?
— Когда процент от НДФЛ, который оставался в Киеве, был больше, тогда в автоматическом режиме из киевского бюджета изымалось больше на потребности государственного бюджета из других источников. Это так называемая система межбюджетного выравнивания. Потому что богатые города фактически финансируют бедные. Сейчас Киев выведен из процесса межбюджетного выравнивания. Из бюджета ничего не изымается, но и ничего не поступает. Да, для Киева процент перераспределения от НДФЛ маловат, поскольку в других городах от налога на доходы физлиц остается 60%. Но он получает субвенцию на выполнение функций столицы. Хотя бюджет Киева, конечно, очень заметно вырос в последние годы.
На данный момент общий объем местных бюджетов – 500 млрд грн. Большая часть – то, что они получили из госбюджета, остальные деньги – штрафы, местные налоги, неналоговые поступления, платные админуслуги, плата за землю. А реформа предполагала, что большая часть доходов будет формироваться за счет собственных поступлений, а не за счет передачи из центра определенных ресурсов.
Поэтому мы оцениваем, что первый этап реформы прошел успешно. Да, бюджеты, действительно, увеличились, действительно, муниципалитеты получили возможность более эффективно распоряжаться своими деньгами. Но если говорить, достигнута ли у нас конечная цель реформы, то нет.
Хотя бы даже потому, что каждый год у нас меняются правила игры бюджетного обеспечения, чего в других странах нет. Это не дает возможности муниципалитетам прогнозировать свои доходы и расходы на долгую перспективу. Нет среднесрочного планирования. И еще такой момент. Муниципалитеты получают деньги в первую очередь от граждан и от бизнеса. И если граждане и бизнес не уверены в завтрашнем дне, не знают, как будет сформирована доходная база, как им действовать, то, понятно, что нельзя получать эти деньги в местные бюджеты.
— Один из пунктов реформы – укрупнение территориальных общин. Киева это никак не коснулось. Что получают граждане от таких объединений?
— В Украине огромное количество маленьких муниципалитетов, которые не способны обеспечить качество услуг своим гражданам, поскольку у них нет для этого ресурсной базы. На административные расходы, их содержание – тратится больше, нежели граждане получают услуг. Поэтому Украина, да и все страны, которые идут таким путем, для сокращения административных расходов мелких муниципалитетов объединяют их в более крупные. При старой системе финансирования происходило так: Минфин спускает решение в область, область – району, а потом уже в маленькие общины. Когда они объединились, стали более крупными, они напрямую получают финансирование и соответствующие полномочия.
Для крупных городов интересен вариант агломерации
А города областного значения, тот же Киев, итак являются способными предоставлять эти услуги. Для крупных городов интересен вариант агломерации. Укрупняться в агломерацию, поглощая мелкие населенные пункты – закон урбанистики. Если город территориально не развивается, он просто погибает. Как пример, город Острог – когда-то огромный культурный центр, которому не дали развиться. Или Луцк, потерявший былую мощь. Перспектива для Киева и других больших городов ––поглощение маленьких населенных пунктов. Как это сделал Нью-Йорк, Пекин, Токио. Ведь Киев итак уже сейчас предоставляет услуги жителям населенных пунктов, расположенных в зоне 60 км вокруг столицы, которые приезжают сюда на работу.
Если город территориально не развивается, он просто погибает
Но объединение территориальных общин – не цель реформы. Сейчас наплодили такие общины, которые в итоге не способны предоставлять услуги.
— Вы могли бы навести привести успешных и не успешных общин?
— В Ассоциации городов Украины главный принцип – не проводить никаких рейтингов и оценок наших членов. Я могу только сказать, что среди всех общин только 25% являются более-менее самодостаточными. То есть должна быть вторая волна реформы – после добровольности идем к принудительному объединению.
— Но есть же города, которые благодаря богатым градообразующим предприятиям имеют большие бюджеты?
— У монофункциональных городов с богатыми бюджетами есть свои проблемы: сегодня предприятие успешно функционирует, а завтра по каким-то причинам перестало существовать. Поэтому источники поступлений в городской бюджет должны быть разными, опора должна быть на малый и средний бизнес. Сейчас у более доходных городов часть денег забирается, чтобы поддержать менее богатые города. Ведь согласно Конституции, граждане Украины должны быть обеспечены одинаковым качеством услуг, независимо от места проживания.
Источники поступлений в городской бюджет должны быть разными, опора должна быть на малый и средний бизнес
Но если раньше, сколько бы богатый город не получал, у него все заберут (бедный получал все сполна), то сейчас забирают только 50%. А соседям распределяется не 100% от бюджетных потребностей, а 80%, чтобы они на 20% еще поработали.
— Как отразится на деятельности органов местного самоуправления военное положение? Ведь, согласно закону, управлять регионами должны военно-гражданские администрации?
— Закон говорит, что, если орган местного самоуправления не может функционировать, самостоятельно принимать решения, тогда вводится военно-гражданская администрация. Но оснований для этого нет. Потому что органы местного самоуправления справляются. Единственный момент, они усилят свою координацию с соответствующими структурами по мобилизации, помощи.
Мы прогнозируем, что военное положение никак не отразится на работе местных муниципалитетов. Возможно, коснется в случае агрессии, но тогда это коснется всех.
Сейчас у них усиленный режим взаимодействия со структурами. На данный момент военные администрации функционируют только в Донецких и Луганских областях, там рядом линия соприкосновения. Но там, где эта линия далеко, например, в Мариуполе, абсолютно свободно функционирует Мариупольская городская рада.