Битва за Донецький аеропорт. Ми пам’ятаємо

Автор: Кирило Данильченко
10:00 16.01.2021

16 січня в Україні - це День пам'яті кіборгів - бійців, які обороняли обидва термінали Донецького аеропорту, диспетчерську вишку, метеостанцію, РЛС і готель «Політ» від російських загарбників та місцевих колаборантів. Ми б сміливо внесли в цей список ще й тих, хто захищав «Зеніт», Авдіївку, Піски і в цілому трикутник в селах і дачних ділянках поблизу Донецька - без єдиної системи вогню і взаємодії з цих позицій не було б кіборгів в терміналах.

За згодою автора текст публікується російською мовою.

За 242 дня боев противник понес тяжелые потери, до 700-800 человек безвозвратных, все украинские ведомства и добровольцы утратили не менее 200 человек погибшими, 24 украинца оказалось в плену – сотни человек с обеих сторон получили ранения, боевые травмы, вышли из строя по болезни.   

13 января под беспрерывным танковым огнем и выстрелами «Рапир» на прямой наводке рухнула позиция «Небо» – диспетчерская вышка, «выгрызенная» сотнями попаданий. 16 января после серии штурмов группами пехоты и применения установки разминирования УР-77  начались бои внутри здания.

К тому времени гарнизон лишился «глаз» на крыше и вышке, не мог применять ПТО под шквальным огнем из наружных комнат и люди отошли в глубину здания и к рукаву перехода. Применялся газ, дело доходило до гранат и ближнего боя – в здании шла плотная рубка.  

Украинские бойцы остались без связи, долбили лед, чтобы пить воду, строили завалы и баррикады из обломков и мусора, но отказывались сдаваться. Неоднократные попытки помощи – штурм монастыря, прорыв «волков» из Гончаровска под Путиловский мост и в Спартак, попытки прорваться в терминал на «МТЛБ» к успеху не привели, и деблокировать сводную роту 90-го батальона не вышло.

Над сектором стоял беспрерывный гул канонады – ствольная артиллерия вела контр–батарейную борьбу, уходили пакеты реактивщиков, ловя артиллерию и обрабатывая подходы к зданиям.  Столкновения продолжились до 21 января – оборона ВСУ в здании осталась очаговой, но сопротивление оказывалось до подрыва колонн накладными зарядами и обрушения нового терминала.

С практически расстрелянным боекомплектом, со спаленными пулеметными стволами гарнизон гибнет на своих боевых постах, солдат заваливает плитами, и они замерзают, получив ранения – 18 из них вырываются поодиночке и в составе групп пешком на запад. Полтора десятка неоднократно раненных, контуженных бойцов попали в плен, часть из них была расстреляна боевиками на месте, часть использовалась при разборе завалов и извлечении тел своих товарищей. 

24-25 января секреты, дозоры и снайпера ВСУ и добровольцев отойдут от части РЛС, саперы к тому времени изуродуют взлетные полосы специальными зарядами – над мертвыми вымороженными развалинами на часы повиснет непривычная тишина. Но фронт грохочет дальше – летят пакеты по Мариуполю, в разгаре сражение у Дебальцево и на Бахмутке, кровопролитные столкновения в Приморье. Война только набирает обороты.

Для чего люди сидели восемь месяцев в простреливаемых насквозь гипсокартонных коробках? Для чего прорывались через эти бесконечные три километра голого поля, перестреливались с позицией «Крест» и «пожаркой», выпускали тысячи снарядов, организовывая коридоры и «кайму»? Для чего водили ротации сквозь блоки, занятые гибридами, позволяли себя досматривать гному Мотору на камеры российских каналов во время перемирий? Что такое ДАП для украинцев без казенного – «киборги выдержали, не выдержал бетон»?

ДАП — это элита нашей армии: силы специального назначения, десантники и пехотинцы, артиллеристы и танкисты, части МВД и добровольцы – лучшие подразделения и без приставки киборги.

ДАП — это символ украинской чести: после кошмарных парализующих первых месяцев вторжения, после подлого захвата Крыма, после сдачи частей ВВ в Донецке и нападения на блок в Волновахе – честная драка лицом к лицу, подбитые «коробки» и сожженные танки врага.

ДАП — это первая громкая победа: вертолеты, утюжащие здание, гул «грачей», расстрелянные своими в панике КАМАЗы и командир группы россиян позывной «Генерал» (подпол ФСБ), навсегда оставшийся, возле так и не взятого им стратегического объекта.

ДАП — это тяжелое противостояние с россиянами времен их «зимнего наступления»: танковые дуэли на взлетке, тягучие ледяные ночи у тепловизора, сменяющиеся жестокими штурмами, 17 тысяч снарядов, выпущенных только одной артиллерийской бригадой, мины на подземной стоянке и смертельные кошки-мышки между этажами.

ДАП — это страх и неумение первых боевых выходов: водители, отказывающиеся вести ленты, офицеры за рычагами, только добровольцы в терминалах, дружественный огонь и расчеты, никогда не стрелявшие из своего оружия.

ДАП — это время, время и еще раз время: на освобождение Карловки и Песок, Красногоровки и Авдеевки, на создание узла обороны от Авдеевки до Марьинки – победа на «Зените» и отражение штурма в Марьинке были бы невозможны без подвига киборгов.

ДАП — это поражение: слезы на глазах, когда вынимали наших павших побратимов из руин, комок ненависти в горле, как издевались над пленными на камеру и бросали в кучу обломков украинские флаги.  

ДАП — это месть: когда одного гнома, издевавшегося над пленными украинцами, сложили по частям обугленного в одеяло, а второго, короче на голову, достали холодным из лифта.

Подвиг. Трагедия. Время для того, чтобы зачистить Авдеевку с ее стратегическими предприятиями, занять Бутовку и «волчий мост», позже Алмазы. Затянуть узел у ЯБП, создать единую систему огня, опорные пункты и минные поля –  время, бесценное в первые месяцы войны. Очередная годовщина обороны Донецкого аэропорта. День памяти киборгов. Мы помним тех, кто отдал жизнь за Украину. Мы вернемся.

Напомним, в Киеве открыта мемориальная доска в честь киборга Игоря Брановицкого. Также, на улице Пестеля, 5-7 появилось молодежное пространство в честь Игоря Брановицкого. Эта локация получила название «Натрий» – такой позывной был у Игоря.

Останні новини