Бартоломео Растрелли и Иван Мичурин: авторы дворца и храма

Автор: Тетяна Ніжинська
11:00 01.11.2019

Когда речь заходит об известных архитекторах Киева, почему-то большинству на ум приходит имя Бартоломео Франческо Растрелли. Возможно, из-за старого бородатого…
Читать дальше

Бартоломео Растрелли и Иван Мичурин: авторы дворца и храма Фото: Климентий Семенюк, Большой Киев

Когда речь заходит об известных архитекторах Киева, почему-то большинству на ум приходит имя Бартоломео Франческо Растрелли. Возможно, из-за старого бородатого анекдота: «А вот, товарищи, Андреевская церковь – архитектор расстрелян». Благодаря Растрелли в Киеве появились два уникальных здания, но важно отметить, что появление Андреевской церкви и Мариинского дворца  – это результат работы дуэта Бартоломео Франческо Растрелли и Ивана Мичурина.

Бартоломео Франческо Растрелли – сын итальянского скульптора, работавшего при французском Людовика XIV, а затем по приглашению Петра І переехавшего в тогдашнюю империю. Растрелли  построил головокружительную карьеру, которая во многом зависела от любовных интриг.  Ему удалось стать обер-архитектором (главным архитектором страны) дважды. Сначала, благодаря протекции фаворита и фактического руководителя страны Бирона, при императрице Анне Иоанновне. При императрице Елизавете  Растрелли смог должность сохранить и даже стать еще более влиятельным. Любовные же взаимоотношения Елизаветы и украинца Алексея Разумовского и стали толчком к строительству в Киеве. 

Судьба другого архитектора – Ивана Мичурина также связана с именем царственной особы. Петра І назначил подающему надежды инженеру пансион и отправил обучаться в Голландию, где Мичурин получил образование архитектора. После пожара 1737 года Иван Мичурин занимался восстановлением ряда храмов в Москве, а затем в 1742 году работал над эскизами для коронации Елизаветы. Работавшие параллельно Растрелли и Мичурин и оба предпочитавшие стиль барокко, сделали совместных два проекта и оба в Киеве. 

Андреевская церковь – Архитектор Растрелли – Архитектор Иван Мичурин
Андреевская церковь, 1852 год. Фото: starkiev.com

Почему Растрелли и Мичурин стали работать в Киеве?

Часть историков считает, что Елизавета Петровна всерьез рассматривала возможность перенесения собственной резиденции в Киев. Во время своего путешествия по Украине с тайным своим супругом Алексеем Разумовским императрица побывала и в столице. Тогда же, в 1744 году, она заложила первый камень на строительстве Андреевской церкви. Считалось, что это должна была быть ее дворовая церковь.

Кроме того, в ансамбль имперских строений должен был входить и дворец  – Мариинский, но до сих пор не понятно, почему два этих объекта так удалены друг от друга. А вот, почему решение архитектурных вопросов было поручено обер-архитектору двора  Растрелли – вполне понятно.

Андреевская церковь
Андреевская церковь, 1889 год. Фото: starkiev.com

Проблемное чудо – Андреевская церковь

Появление в Киеве церкви в честь Андрея Первозванного – не случайно. Согласно легенде, которая опирается на повесть «Временных лет», Святой Андрей, путешествуя по Руси, воздвиг крест на горе.  Первая церковь в Киеве в честь Андрея Первозванного возникла в 1038 году, построил ее Всеволод Ярославович, который в крещении получил имя именно Андрея. С тех пор несколько монастырей и церквей в Киеве были воздвигнуты в честь Святого Андрея, но до наших дней они не сохранились.

На месте бывшего Андреевского монастыря Всеволода (другое называние Янчин монастырь) и было решено построить церковь. Эскизы и чертежи были выполнены архитектором Растрелли только в 1747 году. По мнению некоторых исследователей, Растрелли выполнил чертежи вдохновленно, но нереалистично. Возможно, потому, что он лично не руководил строительством и не мог адекватно оценить условия. Исправлять ошибки и недочеты пришлось Ивану Мичурину.

Первая проблема, которая стала очевидной Мичурину – оползни грунта. Возведение довольно массивного здания на относительно небольшой горке неминуемо привело бы к тому, что начались бы оползни. Поэтому Иван Мичурин принял решение углубить фундамент церкви на 40 метров и возвести цокольный этаж, из которого и «вырастала» бы церковь.

Андреевская церковь
Андреевская церковь. Фото: Климентий Семенюк, Большой Киев

Проблема вторая – грунтовые воды. При возведении фундамента, Мичурин столкнулся с тем, что то и дело из грунта пробивались новые и новые родники, которые очень усложняли работу. Некоторые исследователи, считают, что массивный фундамент – был не лучшим решением Мичурина именно из-за постоянных затоплений. Кроме того, по этой же причине в церкви нет колоколов, чтобы не «разбудить» воду. Интересно, что по одной из версий, вода, которая могла храм погубить,  его же и спасла: большевики побоялись взрывать храм, чтобы не затопить часть города.

Третья проблема – массивные украшения. Барочному стилю вообще присущи многочисленные украшения, и Растрелли в своих эскизах на них «не поскупился», кроме того по его расчетам украшения должны были быть выполнены из массивного чугуна. Иван Мичурин, понимая критический фактор веса, предпочел заменить материал и выбрал обожженную глину. 

Строительство церкви продлилось с 1747 по 1754 году, а затем еще с 1754 по 1767 годы шло ее обустройство. Сейчас она  входит в список 100 чудес света, согласно изданному в 2002 году в Германии каталогу.   

Мариинский дворец – Архитектор Растрелли – Архитектор Иван Мичурин
Мариинский дворец, 1900-е годы. Фото: starkiev.com

Резиденция без императрицы – Мариинский дворец

Как и в случае с Андреевской церковью, начало  Мариинского дворца можно отсчитывать от 1744 года, но официальной датой начала строительства все же является год 1752 (по другой версии 1750 год). Эскиз выполнил Растрелли, курировал строительство Иван Мичурин – оба зодчих предпочитали стиль барокко. Но Мариинский дворец стал символом несбыточности планов – Елизавета так и не жила в своей киевской резиденции, а Мичурин – не смог завершить строительство.

Изначально только первый этаж дворца был каменным и, как это ни удивительно, он был служебным. На первом этаже размещались хозяйственные комнаты: кухня, пекарня, спальни прислуги и т.д. А вот второй – деревянный этаж с 28-ю комнатами был для царственных особ. Но императрица, да и то Екатерина ІІ, а не Елизавета, побывала во дворце лишь в 1787 году. А с 1894 по 1917 годы во дворце жила Мария Федоровна – вдовствующая императрица. По одной из версий именно благодаря ей дворец и получил свое название.

Мариинский дворец
Мариинский дворец. Фото: Климентий Семенюк, Большой Киев

Пожар 1835 года стер с лица города второй деревянный этаж, поэтому в 1870 году появился практически новый Мариинский дворец – архитектора Карла Маевского. Затем уже бомбежки войны привели к необходимости перестраивать дворец заново. Поэтому «черный вход» стал парадным, а Мариинский дворец перестал быть похожим на творение Растрелли, от авторского почерка мастера и его идей осталось мало.

С Мариинским дворцом связано такое количество различных квартирантов и собственников, что было бы проще сказать, чем он не был  – резиденцией Елизаветы. А вот резиденцией генерал-губернатора Петра Румянцева, больницей для пленных французов, казармой, курортом, штабом, министерством внутренних дел, Совнаркомом УССР, техникумом, сельскохозяйственном музеем  – он был.

Великий Київ у Google News

підписатися