Бабушкины сказки

Автор: Виктория Полиненко
13:10 02.11.2017

Эльзе почти восемь и она не похожа на других – слишком рассудительная и умная для своих лет. Среди ровесников у нее…
Читать дальше

Бабушкины сказки
Світлодіодне освітлення

Эльзе почти восемь и она не похожа на других – слишком рассудительная и умная для своих лет. Среди ровесников у нее друзей нет, зато есть мама-контролер, папа-педант, отчим-разгильдяй, а также перспектива стать старшей сестрой. И бабушка 

Бабушка, которая не похожа на других. Она может смеха ради облачить снеговика в костюм, подстрелить проповедников из пейнтбольного ружья, перелезть через забор зоопарка и наделать шороху в полицейском участке.

Анекдотичный материал о вздорной старушке, то и дело лезущей в неприятности, и ребенке, вынужденном сдерживать неуемную леди, можно было бы превратить в такую комедию положений, чтобы до колик в животах.

Но Бакман отказывается от легкой писательской наживы. На минуту явив нам свою козырную героиню, он отправляет ее к праотцам. А мы получаем совсем другую, чем ожидалось, книгу. То, что швед хороший рассказчик, стало понятно еще в дохудожественный период. 

Не будучи знаменитостью, Бакман умел превращать в посты с огромным количеством просмотров все подряд: чужую манеру вождения автомобиля, собственную свадьбу, сливовые булочки, подготовку к отцовству, боязнь собак, спортивные состязания. Блог стал лакмусом, показавшим, что его стиль изложения – ироничный, намеренно наивный, слегка сентиментальный – и для нынешнего книгоиздания удобно конвертируемая валюта.

Заковыристые конструкции и постмодернистскую игру писатель без сожаления оставляет коллегам. Его конек – невесомые диалоги, яркие персонажи и ладно скроенный сюжет. Волею усопшей малышка разносит знакомым письма с извинениями. И чем глубже она погружается в эпистолярный квест, тем больше понимает, как много для окружающих значила ее родственница. Хотя слово «окружающие» возмутительница всеобщего спокойствия ненавидела так же остро, как и современную политкорректность.

У Бакмана была альтернатива. Раскрыть нам от лица девочки, почему бабушкины иносказания о принцессах, драконах и сокровищах оказались историями ее соседей, доведя текст до слезовыжимающей стадии. Или же занять позицию демиурга, который изначально все знает и аккуратно сопровождает исследовательницу через ряд препятствий к логичному финалу. Он остановился на втором варианте, но сделал это так изящно, что в процессе чтения мы смотрим на мир снизу вверх, послушно задирая голову, как это вынужден делать маленький человек, потому что все вокруг предназначено для удобства взрослых.  

С рвением терьера Эльза идет по «бумажным крошкам», и нам вместе с ней открываются простые, словно инфузории, истины. Жизнь состоит из множества оттенков, а не только черно-белых полос. «Правильное» не всегда синоним хорошего. Спасение одного оказывается роковым для другого. И каждый выбор имеет последствия, которые приводят к необходимости снова и снова принимать решения. 

А еще «Моя бабушка…» воочию показывает: людям по-прежнему нужны сказки с внятными героями, разнообразными чувствами и счастьем на финише. Чтобы поплакать, посмеяться, попереживать. Как бы элементарно это ни выглядело.

Фредрік Бакман. Моя бабуся просить їй вибачити. – К.: #Книголав, 2017

Великий Київ у Google News

підписатися