Архитектурные изящества

Автор: Виталий Шкиль
13:17 18.07.2016

Дмитрий Аранчий в своих проектах соединяет архитектуру и искусственный интеллект, используя математические алгоритмы, исполняющие часть проектирования самостоятельно. Но первый вуз…
Читать дальше

Архитектурные изящества
Світлодіодне освітлення

Дмитрий Аранчий в своих проектах соединяет архитектуру и искусственный интеллект, используя математические алгоритмы, исполняющие часть проектирования самостоятельно. Но первый вуз будущего архитектора и дизайнера не предполагал такого разворота в сторону творчества. Он учился на факультете информатики Политехнического института и готовился стать программистом. «Я не видел себя человеком, который просто пишет код», – признается Дмитрий Аранчий «Большому Киеву»

В 2008 году он подает документы в Киевский национальный университет строительства и архитектуры. Следующие три года студент мечется от одного вуза к другому. «Программированию я не уделял много внимания», – вспоминает Дмитрий. Уже на втором курсе архитектурного вуза он с другими студентами выиграл в России конкурс «Дом из чистого дерева».

Как вычислить

Как раз в этот период Аранчий заинтересовался вычислительной архитектурой – новое направление, которое только начинало развиваться в мире. Новый способ проектирования предполагает использование математических алгоритмов, каждый из которых отвечает за отдельную функцию проекта. С их помощью архитектор может управлять созданием объекта, просто изменяя вводные параметры. «Компьютер становится не просто карандашом в руках мастера, а полноценным коллегой. Искусственный интеллект помогает тебе создавать пространство», – объясняет Дмитрий.

Информации о вычислительной архитектуре в Украине было мало. Аранчий покупал иностранную литературу, изучал теорию аналогичных проектов и пытался применить полученные знания на практике. В 2008 году он открывает собственную архитектурную мастерскую Dmytro Aranchii Architects, которая и стала площадкой для экспериментов.

Его магистерская работа на тему алгоритмов в архитектуре стала едва ли не первой попыткой в Украине научной систематизации знаний о новом направлении.

Имея на руках украинские дипломы программиста и архитектора, Аранчий отправляется учиться дальше – в Лондон, в Архитектурную школу архитектурной ассоциации. Этот вуз одним из первых стал применять алгоритмы в архитектуре. «Поехать туда на учебу – это как в эпоху Ренессанса отправиться к Леонардо или Микеланджело», – проводит параллели Дмитрий.

В прошлом году Аранчий вернулся в Киев.

Концепция применялась

Поиски с вычислительной архитектурой нашли отражение в нескольких концептуальных работах Дмитрия. В качестве объектов он использовал проблемные киевские территории. В 2010 году архитектор разработал утопический проект «Коммуникополис» – будущий вид крупнейшего жилого массива Троещина. «Коммуникополис» выглядит как группа домов из высоких интерактивных башен. Каждая группа связана между собой спиралями-лифтами, с помощью которых жители могут перемещаться и общаться с соседями. «Когда башни соединяются в конгломерат, то этажи среднего уровня могут выполнять социальную функцию первых этажей», – рассказывает Аранчий «Большому Киеву». При этом он предупреждает, что «Коммуникополис» требует проработки многих деталей.

Второй проект будущего носит более реалистичный характер. Архитектор разработал транспортный хаб на базе станции метро «Сырец». Его цель – разгрузить пассажиропоток центрального вокзала. Хаб объединяет станцию метрополитена, остановки городской электрички, автобусов и троллейбусов. А для пешеходов и велосипедистов предназначены отдельные «зеленые» зоны. Проект интегрирован с местным ландшафтом и по форме повторяет существующий рельеф.

Аранчий предлагает также превратить территорию вагонного депо центрального вокзала в транспортный путь. Проект «Вагонное депо Киев–Пассажирский» соединяет Чоколовку с районом Политехнического института и состоит из двух уровней. Первый – обычный парк для прогулок, а второй – сеть мостов, предназначенных для транзита.

Роботы повсюду

Но свой главный на сегодняшний день концепт Аранчий разработал во время учебы в Лондоне. Вместе с группой студентов он занимался проектом noMad, который с помощью алгоритмов совмещает архитектуру и робототехнику. Проект напоминает конструктор Lego, только в разработке Аранчия ячейки конструктора – это подвижные модули-роботы, которые взаимодействуют с помощью искусственного интеллекта. Дмитрий был в числе первых в мире, кто проводил подобные эксперименты.

Модульная архитектура работает следующим образом: искусственный интеллект считывает поведение человека и подстраивает под него элементы архитектуры. Например, если человеку нужно пройти в другую комнату, то достаточно подойти к стенке. Роботы сами поймут, что нужно «расступиться» и образуют отверстие, которое потом снова превратится в глухую стену.

«Умные» модули можно использовать и в производстве мебели. «Анализируя мимику человека, можно понять его эмоции и состояние. Например, если светит сильное солнце, модули могут этим воспользоваться и создать сиденье с накрытием», – объясняет Дмитрий.

Такие технологии только начинают развиваться. Аранчий знает об одной команде архитекторов из Бельгии, работающих над воплощением проекта в реальность. Но, по его словам, и noMad можно реализовать на практике – современные технологии позволяют. «Если перевести проект в стадию стартапа, то за два года можно получить первые результаты. Стадион пока не получится, но павильон или какая-то мебель – вполне», – утверждает Аранчий.

Такие футуристические проекты можно рассматривать как научные исследования в области архитектуры. «Цель концептуальных проектов может быть разной. Как показать будущее уже сегодня, так и исследовать неведомое в архитектуре», – размышляет Дмитрий.

Ближе к реальности

Кроме Троещины будущего, Аранчий использует алгоритмы и в реальных проектах. Одним из последних примеров – внутренний двор на улице Мечникова. Его территория разделена на интерактивную зону отдыха и зону фонтана, который может работать в нескольких режимах. Первый – обычный фонтан. Второй назвали «режимом бога». Когда кто-то подходит к водяной струе, фонтан приостанавливает свою работу, пропуская человека вперед. Третий режим – самый сложный. Искусственный интеллект считывает размещение людей в зоне отдыха, а водяные струи дублируют их расположение. После этого фонтан по заложенным ранее алгоритмам «играет» с формой и высотой струи.

Разработка проекта уже завершена. А сооружение «умного» фонтана начнется в следующем году.

Великий Київ у Google News

підписатися