Он был признанным и непризнанным гением одновременно, а в его биографии много довольно запутанных фактов. Сейчас сложно найти человека, который смотрел бы фильмы Александра Довженко, но имя великого режиссера – знает практически каждый. Как минимум, оно встречается в школьной программе, кроме того, Довженко – это всемирно известный украинский бренд. Как же выходец из украинского села «заставил» смотреть свои фильмы во всем мире и назвать своим именем Киевскую киностудию?
Детство и фильм «Земля»
Вокруг творческих людей всегда много тайн и драматических событий, возможно, именно они и формируют особый взгляд художника. Александр Довженко буквально с первого дня своей жизни уже загадал загадку историкам. Сам он праздновал свой День рождения 11 сентября, однако многие историки указывают на то, что настоящей датой его рождения следует считать 10 сентября 1894 года.
Александр Довженко родился в типичной сельской семье того времени: его родители были неграмотными, имели много детей и непрерывно работали. Это действительно страшно, но самым главным воспоминанием о первых годах жизни, Довженко считал похороны. Дело в том, что из 14 детей выжить удалось только двум – самому Александру Петровичу и его сестре Полине. Детская смертность в украинских селах даже на рубеже XIX-XX веков оставалась очень высокой, а тот факт, что сразу четверо братьев режиссера умерли в один день из-за неизвестной болезни, и вовсе шокирует.
Самой яркой и самой знаменитой кинокартиной режиссера стал фильм «Земля» – именно тот, который рассказывает о жизни украинского села. Сейчас его изучают на кинофакультетах в университетах всего мира, как пример поэтического кино. Но украинский зритель понимает, что в этом фильме много реализма, Довженко не столько придумал образы, сколько вспомнил их.
Картина была снята в 1930 году – одной из первых на Киевской кинофабрике (впоследствии ставшей носить имя самого А. Довженко). Ее сюжет посвящен тяжелой для украинцев теме коллективизации, которая, безусловно, стала катастрофой для селян. Рушился их мир, их уклад и разбивалась их мечта о праве собственности на землю. И надо отдать должное, всю эту гамму чувств Александр Довженко передал на экране в черно-белом немом фильме так пронзительно и точно, что картину сняли с проката спустя девять дней после премьеры. И это при том, что до первого показа фильм цензурировали и вносили в него огромное количество правок. Именно после этого шумного успеха у зрителей и громкого провала у критиков Довженко приобрел свою знаменитую седину – от шока режиссер поседел буквально в считанные дни. И только признание за рубежом, и многочисленные восторженные рецензии несколько смягчили удар.
Молодость и «Арсенал»
На вопрос о том, почему мальчик из неграмотной сельской семьи стремился получить образование, есть вполне реалистичный ответ – его родители видели в знаниях будущее. Именно поэтому Александр Довженко сначала окончил Глуховский учительский институт, а в 1917 году переехал в Киев, где продолжил свое образование.
Первый киевский период жизни Александра Довженко преисполнен многими парадоксами. В 1917 году Александр Петрович становиться студентом Киевского коммерческого института (сейчас Киевский национальный экономический университет). Общего у будущего режиссера и экономикой не было ничего, поэтому студентом он был плохим, а организатором – хорошим. Именно задатки лидера и сделали его председателем общины института. В этот период Довженко активно вовлекается в общественную и политическую деятельность – становится добровольцем армии УНР. И одновременно с этим начинает посещать еще один вуз – только что образовавшуюся Украинскую академию искусств. Ни первый, ни второй вуз Довженко так и не окончил. Зато стал участником исторического события – штурма завода «Арсенал», причем был сторонником УНР в это время.
Этот парадоксальный период нашел свое отображение в фильме «Арсенал» – второй части «украинской трилогии» («Звенигора», «Арсенал», «Земля»). В 1929 году зрители увидели кинокартину режиссера Довженко о штурме завода «Арсенал», в которой автор – «на стороне» восставших рабочих. Надо сказать, что это одна из самых спорных работ Александра Петровича, в том смысле, что и сегодня критики и историки много спорят: предал ли Довженко идеалы и «прогнулся» под власть или нет.
В зените славы и фильм «Щорс»
В 1934 году Александр Довженко переезжает из Киева в Москву. К этому времени он уже заработал себе славу большого художника с неоднозначными политическими взглядами. С одной стороны: фактически запрещенный фильм «Земля» и пропитанный национальным духом «Звенигора», а с другой – вполне коммунистические фильмы «Арсенал» и «Иван» (1932).
Довженко занимается съемкой фильма «на заказ» самого товарища Сталина об «украинском Чапаеве – Николае Щорсе». Работать над кинокартиной было довольно сложно, так как фактически Александр Петрович работал в странном творческом тандеме со Сталиным – вождь утверждал актеров на роль, вносил правки в сценарий, заставлял переснимать эпизоды по шесть раз. Довженко, в свою очередь, наполнял фильм украинскими мотивам, песнями и танцами, колоритными кадрами и юмором.
Именно фильм «Щорс» принес Александру Довженко славу на Родине, начиная с 1939 года, фильм посмотрели 31 млн. человек, а власть отреагировала на кинокартину Сталинской премией первой степени (1941 год).
Но уже в 1943 году киноповесть «Украина в огне» будет резко раскритикована, а съемки фильма по ее мотивам – запрещены. А в 1949 году Довженко получит Сталинскую премию второй степени за фильм «Мичурин». Складывается впечатление, что тогдашняя власть и Александр Довженко играли в какую-то странную игру в поддавки: где-то художник шел на уступки и снимал пропагандистское кино, а где-то власть «закрывала глаза» на националистические идеалы Довженко.
Даже после смерти Александра Петровича в 1956 году эта игра продолжилась. Довженко хотел, чтобы его похоронили на родине – в Украине, но могила художника до сих пор находится на Новодевичьем кладбище, несмотря на периодически вспыхивающие разговоры о перезахоронении.