Если взяться сравнивать европейские мегаполисы и поставить задачей выявить однозначную уникальность Киева, то на первом месте будет долина Днепра. Огромная река посреди мегаполиса, с крутым зеленым правым берегом, многочисленными проливами и заливами и, конечно же, незастроенными островами – однозначная уникальность нашей столицы. Все что угодно можно построить у нас, но невозможно создать аналог Днепра в Варшаве или Берлине.
Но на самом деле с островами не все хорошо. Острова Гидропарка и Труханов – по своей сути довольно депрессивные территории: полузаброшенные базы отдыха и старые аттракционы, вперемежку с раковыми опухолями закрытых территорий полулегальных имений; «необитаемые» острова страдают от мусора «дикарей»-отдыхающих.
При этом время от времени возникают инициативы освоения – здесь могут появиться парк развлечений, «горизонтальный небоскреб», зоопарк и даже станция метро. «Большой Киев» разбирался, как же посреди мегаполиса оказались необитаемые острова и что с ними делать.
Обитаемые острова: утраченные районы и улицы
Исторически киевские острова были гораздо более вовлечены в городскую жизнь, чем сейчас. Когда в середине XIX века был построен первый капитальный мост через Днепр – Цепной мост, где сейчас мост Метро, на Венецианском острове начал развиваться небольшой поселок Предмостная Слободка. На конец XIX века на острове было уже порядка 1000 усадеб, а в конце 1909 года южнее шоссе был выстроен капитальный храм святителя Иоанна Рыльского и Святой великомученицы Варвары. Население к тому времени уже превысило 10 000 человек…
Труханов остров осваивался несколько позже. С 1870-х здесь начали появляться увеселительные заведения (кстати, остров относился к Черниговской губернии, и контроль властей здесь был не такой строгий), в 1887 году открылся яхт-клуб. В начале ХХ века Матвеевский залив приспособили для зимовки пароходов, появились мастерские, а в 1907 году мэрия дала добро на обустройство рабочего поселка – моста-то не было, а в ледоход связь с «большим Киевом» была ненадежной. Население острова быстро достигло 6000 человек, в 1910 году здесь освятили каменный храм Святой Елизаветы, выстроили капитальное здание училища.
А в 1918 году на островах появились первые благоустроенные пляжи – устроили их квартировавшиеся при гетмане Скоропадском немецкие военные. Немцы вскоре ушли, но пляжные кабинки, кафе и культура пляжного отдыха осталась. В 1923 году острова наконец-то присоединяют к Киеву, «островитяне» становятся киевлянами – но на Труханов и дальше плавают на лодках. В 1934 году закрыт храм на Трухановом, 1935 – на Предмостной слободке, оба здания переделали в общежития…
Радикально изменилась ситуация во Вторую мировую. Во время боев за Киев что Предмостная Слободка, что поселок Труханов остров были сожжены гитлеровцами, чтобы усложнить захват плацдармов. Сгорели оригинальные дома на сваях – во время весенних паводков поселки на островах превращались в «киевскую Венецию», здесь передвигались на лодках, на них же держали скот. Единственный уцелевший дом на сваях сохранился в районе строящегося Подольского моста, правда, он уже частично перестроен. От кирпичных храмов остались лишь фундаменты, которые можно отыскать в зарослях… От десятков улиц, обозначенных на довоенных картах, не осталось и следа…
В память о довоенной «киевской Венеции», помимо фотографий, остались история о венчании в храме на Предмостной Слободке известных литераторов Анны Ахматовой и Льва Гумилева, а также воспоминания киевской поэтессы Лины Костенко, которая выросла на Трухановом острове:
Я виросла у Київській Венеції.
Цвіли у нас під вікнами акації
А повінь прибувала по інерції
і заливала всі комунікації.
…
А потім бомби влучили у спокій.
Чорніли крокв обвуглені трапеції.
А потім повінь позмивала попіл
моєї дерев’яної Венеції.
Советские власти не создавали здесь мемориальных комплексов – скромные памятники появились уже при независимой Украине, но наложили вето на капитальную застройку островов, а также занялись озеленением пустынных территорий. Утраченные улицы и площади никто не восстанавливал, а в 1950-1960-х началось освоение центральных островов как зон отдыха – привнесенная немцами пляжная культура прижилась.
Сооружение пешеходного моста на Труханов остров в 1957 году и обустройство баз отдыха, строительство моста на Долобецкий остров и станции метро «Гидропарк» в 1965-м – пик кампании по обустройству территорий. Проекты развития Гидропарка предполагали также мосты с Долобецкого острова на Труханов, с Труханова на Венецианский, канатную дорогу с правого берега… В послевоенные годы на острове Водников обосновался филиал судостроительного завода, обросший со временем дачным поселком.
По факту киевские острова остались в далеких 1970-х, ощутив при этом «развитие» 1990-х, с обустройством в Гидропарке «быкотек», появлением различных закрытых и неучтенных официально баз «для своих» и коттеджей. Лишь недавно в Гидропарке появилось более-менее приличное благоустройство, и то до сих пор жители окрестных районов Русановки и Никольской Слободки боятся идей связать Гидропарк с их районами прямыми мостами – «чтобы оно не расползалось».
«Планов громадье»: что в городе планируют на островах
По количеству нереализованных планов развития с киевскими островами может соперничать разве что центр города – и то за короткую эпоху расцвета «сталинского ампира», когда проектов было много, а реализовано далеко не все (и слава Богу!). Проекты, концепции, идеи же касательно развития островов появляются с завидной регулярностью, но вскоре гаснут, чтобы уже в новой интерпретации всплыть через несколько лет.
Собственно, первая концепция центральных островов относится еще к довоенному периоду – тогда впервые заговорили о канатной дороге на Труханов, где должна была быть база для пионеров с различными секциями, в Матвеевском заливе планировался водный стадион. В дальнейшем детский акцент дополнился взрослым – острова планировались как огромный пляжно-развлекательный парк с экологическим уклоном.
Концепция 1960-х была реализована частично: не построили мосты с Гидропарка на Труханов остров. С той поры не раз появлялись инициативы пустить через острова линию монорельса – 120-местные вагоны должны были ехать на высоте 6-11 метров над землей и водой, соединяя станцию метро «Гидропарк» и Воскресенку. Когда многоэтажной Троещины в планах не было, такая линия выглядела не только как развозка по островам, но и как подвоз к метро и могла стать экономически оправданной… Впрочем, тема монорельса всплывает и в наше время.
Транспортное обеспечение Труханова острова может улучшить и метро на Троещину – на уже построенном участке Подольского моста в конструкциях выполнена платформа станции «Труханов остров». Пока вокруг этого места – только зеленая зона, однако открытие здесь станции метро (ну или скоростного трамвая – на самом деле любого транспорта) очевидно приведет к экономической активности вокруг.
Самый масштабный ворох концепций развития островов был создан в 2013 году – в рамках стратегической инициативы «Днепровская жемчужина». Это была одна из девяти ключевых инициатив в принятой в 2011 году Стратегии развития Киева до 2025 года и, наверное, наиболее проработанная. В 2013 году состоялся международный архитектурный конкурс, где были представлены довольно революционные видения коридора Днепра в украинской столице.
Первую премию получила команда из Бухареста за концепцию «Голубая линия» – с акцентом на транспортные водные коммуникации, создание станций. Вторых премий было две. Колумбийцы предложили объявить острова национальным парком и сделать центром экотуризма: люди будут приезжать сюда даже лишь для того, чтобы путешествовать островами. При этом в районе станции метро «Гидропарк» была предложена многоэтажная плотная застройка квартальной планировки.
Вторая вторая премия – у москвичей. Они также предлагали заповедные зоны, а еще улицу-мост от Почтовой площади до Труханова острова, со зданиями, как на старинных мостах Венеции. Арт-резиденции, центры водного спорта, экопоселения с домами на деревьях, перенос на острова зоопарка, монорельсы и только экологический транспорт встречались во многих концепциях. Некоторые архитекторы так и описывали это видение – рай посреди города.
В том же 2013 году киевовед Александр Калашников предложил соединить острова велопешеходными мостами – чтобы сформировать транзитные транспортные экокоридоры. Например, чтобы с Русановки на Подол можно было добираться на велосипеде или пешком – через Гидропарк и Труханов остров, но не по тротуарам транспортных мостов, а в стороне от шума и пыли автодорог. При этом как варианты привлечения инвестиций предлагалось размещать на мостах кафе с выносными балкончиками, а также брендировать и использовать краундфандинг.
В большой схеме перспективных велопешеходных мостов – и переправы на Оболони, и тема связи Оболонского острова и полуострова Собачье устье имеет довольно долгую историю, порой приближающуюся к реализации. Впервые сообщения о создании здесь зоны отдыха появились в 2013 году – тогда за два года планировали устроить аттракционы, велобеговую дорожку, роллердром, прокат лодок и байдарок и построить пешеходный мост. Занималось тогда этим КП «Киевский водный стадион».
Тему мостов на Оболонский остров поднимали в 2016 году активисты, а в начале 2018-го вновь было сообщение от мэрии, что в рамках реконструкции Оболонской набережной построят аж пять мостов и создадут велопешеходный кольцевой маршрут длиной 14 км (включая и небольшой остров Вербный). Ну а самая свежая инициатива по Оболони – проект строительства горизонтального небоскреба на полуострове Собачье устье, где предполагается разместить жилье и IТ-офисы.
Вновь активизировались в эти дни и планы по Гидропарку – КП «Киевгорразвитие» представило эскизы благоустройства и общую концепцию: аттракционы, спортплощадки, фонтаны, колесо обозрения, скейт-парк, велодорожки… От идеи переселения Киевского зоопарка на острова, видимо, отказались – реконструируют существующую территорию на Шулявке. Что же касается остальных островов, а их в Киеве более 20, с 2013 года никаких новых видений не появилось.
Из реально же реализованного – благоустройство пляжа «Венеция» в Гидропарке, развитие парка «Муромец» на севере Труханова острова и острове Муромец, а также коммерческие проекты – парк водных развлечений на севере Труханова острова и большой ТРЦ с зоной отдыха у воды на полуострове по пути на Троещину.
Островной девелопмент: если решиться осваивать
Общая площадь днепровских островов в Киеве сопоставима с небольшим районом – только региональный ландшафтный парк «Днепровские острова», в который в 2004 году вошло 34 острова в черте города, имеет площадь 12,14 кв. км., а еще не вошедшие в него Труханов остров площадью 4,5 кв. км, остров Водников, прилегающие острова уже за чертой города – например, Великий на севере, где живет несколько тысяч человек.
Уже зонирование упомянутого ландшафтного парка определяет три способа использования островов: с заповедным режимом (Муромец, Малый, Ольгин, Казачий, Дикий – да, местами это ценные территории дикой природы), стационарной рекреации (Венецианский, Долобецкий, Оболонский, частично Жуков – здесь можно говорить про крупные капитальные объекты, сюда же – и Труханов остров, который не вошел в парк «Днепровские острова»). Остальные острова – регулированной рекреации, т. е. различные базы отдыха, пляжи, лодочные станции…
Прогуляемся же по днепровским островам с севера на юг. Заселенный остров Великий севернее Оболони – уже не Киев, хотя сам по себе формат обитаемого острова без автомобильного сообщения интересен – летом пожить, по крайней мере. С Оболонским островом вроде как все понятно – нужны мосты, но при этом и какие-то легкие постройки, и объекты инфраструктуры. Также как и связь с южной частью полуострова Собачье устье – но учитывая наличие здесь яхт-клуба, мост может быть разводной.
Строить ли на Собачьем устье горизонтальный небоскреб – вопрос общего видения развития островов. Вопрос застройки актуален и для островов «стационарной рекреации». Многочисленные полузаброшенные базы Труханова острова вполне могли бы превратиться в отели, апартаменты, конференц-центры. Развитие островов Гидропарка, с появлением здесь временного населения, также может вытеснить отсюда маргиналов – и парковые зоны станут вполне привлекательны для «объединения» велопешеходными мостами с Русановкой и Никольской Слободкой.
Труханов, Долобецкий и Венецианский острова могли бы стать не просто развлекательно-рекреационной осью города, а экологическим районом будущего, супердостопримечательностью, ради которой ехали бы в Киев не только из Украины, но и со всего мира. Ведь мы помним, что Киев – едва ли не единственный мегаполис с таким водно-зеленным коридором в центре города.
Пять принципов застройки островов. Что нужно, чтобы проект действительно был поддержан городской общиной? Исходя из нынешних опасений горожан, их немного:
- Строгое зонирование и природозащита. Острова очень разные – но «на берегу» важно договориться, где какая зона: где застройка, где возможность отдыха на природе, а где – заповедная зона, где люди нежелательны. При этом в заповедных зонах могут быть экологические маршруты – со строгим контролем экологов.
- Только малоэтажная застройка. Здания не должны быть выше взрослых деревьев – чтобы сохранить зеленую панораму долины Днепра. Ограничение по высотности в 8-10 метров вполне соответствует нынешним постройкам в Гидропарке и позволяет разместить до четырех этажей. Исключения возможны только для отдельных зданий-доминант, если это будет поддержано общиной города.
- Запрет автомобильного движения. Тотальный запрет автомобилей – это не столько экология, сколько безопасность, свобода передвижения людей. Например, собственники усадеб на острове Великом в объявлениях о продаже или аренде особо упоминают отсутствие автомобилей – что важно для безопасности детей. На въездах в зоны отдыха необходимы перехватывающие паркинги – как сейчас уже есть в районе Северного моста на Трухановом. Дальше – только внутренний экологический тихоходный транспорт, никаких исключений для посетителей и работников ресторанов, людей с инвалидностью, «корочками» и прочими «льготами».
- Современная архитектура и экотехнологии. Острова – как чистый лист, и здесь важно отойти от традиций и «опробованных решений», не получить еще одну пенопластовую Воздвиженку или копирование чужих решений. Только современная архитектура и планировка общественных пространств, пилотные проекты по сортировке мусора, энергосберегающие технологии, новые подходы у благоустройству и озеленению.
- Доверие. В освоении островов главное – доверие. Доверие горожан, что это будет район будущего и что все будет именно как запланировано. Доверие бизнеса, что исключений не будет, все будет «в открытую» – и это история не про конкуренцию, а про синергию. Доверие городской администрации, что стороны процесса договорились и будут соблюдать правила. Острова – это сокровище, которое спустя более чем 70 лет после уничтожения жилой застройки и почти 50 лет отсутствия осмысленного развития все еще «лежит в сейфе».
Развитие островов как городской среды, появление здесь людей и экономики – уникальный шанс для Киева поиграть в город будущего, а затем многие решения использовать в других районах. И если уже расконсервировать острова для застройки, то только для создания города-мечты мирового уровня. А заодно – научиться мечтать, договариваться, доверять и делать. Готовы ли мы к этому?