А если застроить киевские острова

Автор: Григорий Мельничук
10:06 12.06.2019

Если взяться сравнивать европейские мегаполисы и поставить задачей выявить однозначную уникальность Киева, то на первом месте будет долина Днепра. Огромная…
Читать дальше

А если застроить киевские острова

Если взяться сравнивать европейские мегаполисы и поставить задачей выявить однозначную уникальность Киева, то на первом месте будет долина Днепра. Огромная река посреди мегаполиса, с крутым зеленым правым берегом, многочисленными проливами и заливами и, конечно же, незастроенными островами – однозначная уникальность нашей столицы. Все что угодно можно построить у нас, но невозможно создать аналог Днепра в Варшаве или Берлине.

Но на самом деле с островами не все хорошо. Острова Гидропарка и Труханов – по своей сути довольно депрессивные территории: полузаброшенные базы отдыха и старые аттракционы, вперемежку с раковыми опухолями закрытых территорий полулегальных имений; «необитаемые» острова страдают от мусора «дикарей»-отдыхающих.

При этом время от времени возникают инициативы освоения – здесь могут появиться парк развлечений, «горизонтальный небоскреб», зоопарк и даже станция метро. «Большой Киев» разбирался, как же посреди мегаполиса оказались необитаемые острова и что с ними делать.

Обитаемые острова: утраченные районы и улицы

Исторически киевские острова были гораздо более вовлечены в городскую жизнь, чем сейчас. Когда в середине XIX века был построен первый капитальный мост через Днепр – Цепной мост, где сейчас мост Метро, на Венецианском острове начал развиваться небольшой поселок Предмостная Слободка. На конец XIX века на острове было уже порядка 1000 усадеб, а в конце 1909 года южнее шоссе был выстроен капитальный храм святителя Иоанна Рыльского и Святой великомученицы Варвары. Население к тому времени уже превысило 10 000 человек…

Храм Иоанна Рыльского на Венецианском острове
Храм Иоанна Рыльского на Венецианском острове
Вид на Цепной мост и Венецианский остров

Труханов остров осваивался несколько позже. С 1870-х здесь начали появляться увеселительные заведения (кстати, остров относился к Черниговской губернии, и контроль властей здесь был не такой строгий), в 1887 году открылся яхт-клуб. В начале ХХ века Матвеевский залив приспособили для зимовки пароходов, появились мастерские, а в 1907 году мэрия дала добро на обустройство рабочего поселка – моста-то не было, а в ледоход связь с «большим Киевом» была ненадежной. Население острова быстро достигло 6000 человек, в 1910 году здесь освятили каменный храм Святой Елизаветы, выстроили капитальное здание училища.

Труханов остров во время паводка
Труханов остров во время паводка

А в 1918 году на островах появились первые благоустроенные пляжи – устроили их квартировавшиеся при гетмане Скоропадском немецкие военные. Немцы вскоре ушли, но пляжные кабинки, кафе и культура пляжного отдыха осталась. В 1923 году острова наконец-то присоединяют к Киеву, «островитяне» становятся киевлянами – но на Труханов и дальше плавают на лодках. В 1934 году закрыт храм на Трухановом, 1935 – на Предмостной слободке, оба здания переделали в общежития…

Храм святой Елизаветы и училище на Трухановом острове
Храм святой Елизаветы и училище на Трухановом острове

Радикально изменилась ситуация во Вторую мировую. Во время боев за Киев что Предмостная Слободка, что поселок Труханов остров были сожжены гитлеровцами, чтобы усложнить захват плацдармов. Сгорели оригинальные дома на сваях – во время весенних паводков поселки на островах превращались в «киевскую Венецию», здесь передвигались на лодках, на них же держали скот. Единственный уцелевший дом на сваях сохранился в районе строящегося Подольского моста, правда, он уже частично перестроен. От кирпичных храмов остались лишь фундаменты, которые можно отыскать в зарослях… От десятков улиц, обозначенных на довоенных картах, не осталось и следа…

Застройка Труханова острова со стороны Подола
Застройка Труханова острова со стороны Подола

В память о довоенной «киевской Венеции», помимо фотографий, остались история о венчании в храме на Предмостной Слободке известных литераторов Анны Ахматовой и Льва Гумилева, а также воспоминания киевской поэтессы Лины Костенко, которая выросла на Трухановом острове:

Я виросла у Київській Венеції.

Цвіли у нас під вікнами акації

А повінь прибувала по інерції

і заливала всі комунікації.

А потім бомби влучили у спокій.

Чорніли крокв обвуглені трапеції.

А потім повінь позмивала попіл

моєї дерев’яної Венеції.

 

Поселки на островах на довоенных немецких картах: 1918 год…
Поселки на островах на довоенных немецких картах: 1918 год…
…и 1943 год
…и 1943 год

Советские власти не создавали здесь мемориальных комплексов – скромные памятники появились уже при независимой Украине, но наложили вето на капитальную застройку островов, а также занялись озеленением пустынных территорий. Утраченные улицы и площади никто не восстанавливал, а в 1950-1960-х началось освоение центральных островов как зон отдыха – привнесенная немцами пляжная культура прижилась.

Памятник трухановцам и поселку Труханов остров
Памятник трухановцам и поселку Труханов остров

Сооружение пешеходного моста на Труханов остров в 1957 году и обустройство баз отдыха, строительство моста на Долобецкий остров и  станции метро «Гидропарк» в 1965-м – пик кампании по обустройству территорий. Проекты развития Гидропарка предполагали также мосты с Долобецкого острова на Труханов, с Труханова на Венецианский, канатную дорогу с правого берега… В послевоенные годы на острове Водников обосновался филиал судостроительного завода, обросший со временем дачным поселком.

Один из ресторанов советских времен на Трухановом острове
Один из ресторанов советских времен на Трухановом острове

По факту киевские острова остались в далеких 1970-х, ощутив при этом «развитие» 1990-х, с обустройством в Гидропарке «быкотек», появлением различных закрытых и неучтенных официально баз «для своих» и коттеджей. Лишь недавно в Гидропарке появилось более-менее приличное благоустройство, и то до сих пор жители окрестных районов Русановки и Никольской Слободки боятся идей связать Гидропарк с их районами прямыми мостами – «чтобы оно не расползалось».

Американские горки в Гидропарке просуществовали до 1990-х годов
Американские горки в Гидропарке просуществовали до 1990-х годов
Американские горки в Гидропарке просуществовали до 1990-х

Аттракционы в Гидропарке давно заброшены и напоминают Припять
Аттракционы в Гидропарке давно заброшены и напоминают Припять
Гидропарк сегодня
Гидропарк сегодня

«Планов громадье»: что в городе планируют на островах

По количеству нереализованных планов развития с киевскими островами может соперничать разве что центр города – и то за короткую эпоху расцвета «сталинского ампира», когда проектов было много, а реализовано далеко не все (и слава Богу!). Проекты, концепции, идеи же касательно развития островов появляются с завидной регулярностью, но вскоре гаснут, чтобы уже в новой интерпретации всплыть через несколько лет.

Одна из комплексных концепций развития Гидропарка
Одна из комплексных концепций развития Гидропарка

Собственно, первая концепция центральных островов относится еще к довоенному периоду – тогда впервые заговорили о канатной дороге на Труханов, где должна была быть база для пионеров с различными секциями, в Матвеевском заливе планировался водный стадион. В дальнейшем детский акцент дополнился взрослым – острова планировались как огромный пляжно-развлекательный парк с экологическим уклоном.

Одна из концепций развития островов с канатной дорогой
Одна из концепций развития островов с канатной дорогой

Концепция 1960-х была реализована частично: не построили мосты с Гидропарка на Труханов остров. С той поры не раз появлялись инициативы пустить через острова линию монорельса – 120-местные вагоны должны были ехать на высоте 6-11 метров над землей и водой, соединяя станцию метро «Гидропарк» и Воскресенку. Когда многоэтажной Троещины в планах не было, такая линия выглядела не только как развозка по островам, но и как подвоз к метро и могла стать экономически оправданной… Впрочем, тема монорельса всплывает и в наше время.

Концепция монорельса на Гидропарк
Концепция монорельса на Гидропарк

Транспортное обеспечение Труханова острова может улучшить и метро на Троещину – на уже построенном участке Подольского моста в конструкциях выполнена платформа станции «Труханов остров». Пока вокруг этого места – только зеленая зона, однако открытие здесь станции метро (ну или скоростного трамвая – на самом деле любого транспорта) очевидно приведет к экономической активности вокруг.

Схема размещения и эскиз станции метро «Труханов остров»
Схема размещения и эскиз станции метро «Труханов остров»
Схема размещения и эскиз станции метро «Труханов остров»
Одна из концепций развития Гидропарка
Одна из концепций развития Гидропарка

Самый масштабный ворох концепций развития островов был создан в 2013 году – в рамках стратегической инициативы «Днепровская жемчужина». Это была одна из девяти ключевых инициатив в принятой в 2011 году Стратегии развития Киева до 2025 года и, наверное, наиболее проработанная. В 2013 году состоялся международный архитектурный конкурс, где были представлены довольно революционные видения коридора Днепра в украинской столице.

Застройка в районе станции метро «Гидропарк»
Застройка в районе станции метро «Гидропарк»

Первую премию получила команда из Бухареста за концепцию «Голубая линия» – с акцентом на транспортные водные коммуникации, создание станций. Вторых премий было две. Колумбийцы предложили объявить острова национальным парком и сделать центром экотуризма: люди будут приезжать сюда даже лишь для того, чтобы путешествовать островами. При этом в районе станции метро «Гидропарк» была предложена многоэтажная плотная застройка квартальной планировки.

Вариант бизнес-центров в районе станции метро «Гидропарк»
Вариант бизнес-центров в районе станции метро «Гидропарк»

Вторая вторая премия – у москвичей. Они также предлагали заповедные зоны, а еще улицу-мост от Почтовой площади до Труханова острова, со зданиями, как на старинных мостах Венеции. Арт-резиденции, центры водного спорта, экопоселения с домами на деревьях, перенос  на острова зоопарка, монорельсы и только экологический транспорт встречались во многих концепциях. Некоторые архитекторы так и описывали это видение – рай посреди города.

Улица-мост через Днепр
Улица-мост через Днепр

В том же 2013 году киевовед Александр Калашников предложил соединить острова велопешеходными мостами – чтобы сформировать транзитные транспортные экокоридоры. Например, чтобы с Русановки на Подол можно было добираться на велосипеде или пешком – через Гидропарк и Труханов остров, но не по тротуарам транспортных мостов, а в стороне от шума и пыли автодорог. При этом как варианты привлечения инвестиций предлагалось размещать на мостах кафе с выносными балкончиками, а также брендировать и использовать краундфандинг.

Схема велопешеходных мостов через Днепр – сеть маршрутов
Схема велопешеходных мостов через Днепр – сеть маршрутов
Варианты моста-кафе и моста-галереи
Варианты моста-кафе и моста-галереи

В большой схеме перспективных велопешеходных мостов – и переправы на Оболони, и тема связи Оболонского острова и полуострова Собачье устье имеет довольно долгую историю, порой приближающуюся к реализации. Впервые сообщения о создании здесь зоны отдыха появились в 2013 году – тогда за два года планировали устроить аттракционы, велобеговую дорожку, роллердром, прокат лодок и байдарок и построить пешеходный мост. Занималось тогда этим КП «Киевский водный стадион».

Один из эскизов пешеходного моста на Оболонский остров
Один из эскизов пешеходного моста на Оболонский остров

Тему мостов на Оболонский остров поднимали в 2016 году активисты, а в начале 2018-го вновь было сообщение от мэрии, что в рамках реконструкции Оболонской набережной построят аж пять мостов и создадут велопешеходный кольцевой маршрут длиной 14 км (включая и небольшой остров Вербный). Ну а самая свежая инициатива по Оболони – проект строительства горизонтального небоскреба на полуострове Собачье устье, где предполагается разместить жилье и IТ-офисы.

Оболонский остров сейчас
Оболонский остров сейчас

Вновь активизировались в эти дни и планы по Гидропарку – КП «Киевгорразвитие» представило эскизы благоустройства и общую концепцию: аттракционы, спортплощадки, фонтаны, колесо обозрения, скейт-парк, велодорожки… От идеи переселения Киевского зоопарка на острова, видимо, отказались – реконструируют существующую территорию на Шулявке. Что же касается остальных островов, а их в Киеве более 20, с 2013 года никаких новых видений не появилось.

Реконструкция пляжа «Венеция» в Гидропарке

Из реально же реализованного – благоустройство пляжа «Венеция» в Гидропарке, развитие парка «Муромец» на севере Труханова острова и острове Муромец, а также коммерческие проекты – парк водных развлечений на севере Труханова острова и большой ТРЦ с зоной отдыха у воды на полуострове по пути на Троещину.

Реконструкция пляжа «Венеция» в Гидропарке
Реконструкция пляжа «Венеция» в Гидропарке
Общественный центр «Жизнелюб» в Гидропарке, проект реализован
Общественный центр «Жизнелюб» в Гидропарке, проект реализован

Островной девелопмент: если решиться осваивать

Общая площадь днепровских островов в Киеве сопоставима с небольшим районом – только региональный ландшафтный парк «Днепровские острова», в который в 2004 году вошло 34 острова в черте города, имеет площадь 12,14 кв. км., а еще не вошедшие в него Труханов остров площадью 4,5 кв. км, остров Водников, прилегающие острова уже за чертой города – например, Великий на севере, где живет несколько тысяч человек.

Остров Водников – полностью застроенная территория
Остров Водников – полностью застроенная территория

Уже зонирование упомянутого ландшафтного парка определяет три способа использования островов: с заповедным режимом (Муромец, Малый, Ольгин, Казачий, Дикий – да, местами это ценные территории дикой природы), стационарной рекреации (Венецианский, Долобецкий, Оболонский, частично Жуков – здесь можно говорить про крупные капитальные объекты, сюда же – и Труханов остров, который не вошел в парк «Днепровские острова»). Остальные острова – регулированной рекреации, т. е. различные базы отдыха, пляжи, лодочные станции…

Прогуляемся же по днепровским островам с севера на юг. Заселенный остров Великий севернее Оболони – уже не Киев, хотя сам по себе формат обитаемого острова без автомобильного сообщения интересен – летом пожить, по крайней мере. С Оболонским островом вроде как все понятно – нужны мосты, но при этом и какие-то легкие постройки, и объекты инфраструктуры. Также как и связь с южной частью полуострова Собачье устье – но учитывая наличие здесь яхт-клуба, мост может быть разводной.

Рендер горизонтального небоскреба на полуострове Собачье устье
Рендер горизонтального небоскреба на полуострове Собачье устье

Строить ли на Собачьем устье горизонтальный небоскреб – вопрос общего видения развития островов. Вопрос застройки актуален и для островов «стационарной рекреации». Многочисленные полузаброшенные базы Труханова острова вполне могли бы превратиться в отели, апартаменты, конференц-центры. Развитие островов Гидропарка, с появлением здесь временного населения, также может вытеснить отсюда маргиналов – и парковые зоны станут вполне привлекательны для «объединения» велопешеходными мостами с Русановкой и Никольской Слободкой.

Перспективные мосты в Гидропарке – их планировали еще несколько десятилетий назад
Перспективные мосты в Гидропарке – их планировали еще несколько десятилетий назад

Труханов, Долобецкий и Венецианский острова могли бы стать не просто развлекательно-рекреационной осью города, а экологическим районом будущего, супердостопримечательностью, ради которой ехали бы в Киев не только из Украины, но и со всего мира. Ведь мы помним, что Киев – едва ли не единственный мегаполис с таким водно-зеленным коридором в центре города.

Пять принципов застройки островов. Что нужно, чтобы проект действительно был поддержан городской общиной? Исходя из нынешних опасений горожан, их немного:

  1. Строгое зонирование и природозащита. Острова очень разные – но «на берегу» важно договориться, где какая зона: где застройка, где возможность отдыха на природе, а где – заповедная зона, где люди нежелательны. При этом в заповедных зонах могут быть экологические маршруты – со строгим контролем экологов.
Природный зоопарк на Трухановом острове, из материалов конкурса «Днепровская жемчужина»
Природный зоопарк на Трухановом острове, из материалов конкурса «Днепровская жемчужина»
  1. Только малоэтажная застройка. Здания не должны быть выше взрослых деревьев – чтобы сохранить зеленую панораму долины Днепра. Ограничение по высотности в 8-10 метров вполне соответствует нынешним постройкам в Гидропарке и позволяет разместить до четырех этажей. Исключения возможны только для отдельных зданий-доминант, если это будет поддержано общиной города.
  2. Запрет автомобильного движения. Тотальный запрет автомобилей – это не столько экология, сколько безопасность, свобода передвижения людей. Например, собственники усадеб на острове Великом в объявлениях о продаже или аренде особо упоминают отсутствие автомобилей – что важно для безопасности детей. На въездах в зоны отдыха необходимы перехватывающие паркинги – как сейчас уже есть в районе Северного моста на Трухановом. Дальше – только внутренний экологический тихоходный транспорт, никаких исключений для посетителей и работников ресторанов, людей с инвалидностью, «корочками» и прочими «льготами».
Вертолетный комплекс в Гидропарке, недалеко – закрытые территории
Вертолетный комплекс в Гидропарке, недалеко – закрытые территории
  1. Современная архитектура и экотехнологии. Острова – как чистый лист, и здесь важно отойти от традиций и «опробованных решений», не получить еще одну пенопластовую Воздвиженку или копирование чужих решений. Только современная архитектура и планировка общественных пространств, пилотные проекты по сортировке мусора, энергосберегающие технологии, новые подходы у благоустройству и озеленению.
  2. Доверие. В освоении островов главное – доверие. Доверие горожан, что это будет район будущего и что все будет именно как запланировано. Доверие бизнеса, что исключений не будет, все будет «в открытую» – и это история не про конкуренцию, а про синергию. Доверие городской администрации, что стороны процесса договорились и будут соблюдать правила. Острова – это сокровище, которое спустя более чем 70 лет после уничтожения жилой застройки и почти 50 лет отсутствия осмысленного развития все еще «лежит в сейфе».
Западная коса Труханова острова полностью застроена спортбазами
Западная коса Труханова острова полностью застроена спортбазами

Развитие островов как городской среды, появление здесь людей и экономики – уникальный шанс для Киева поиграть в город будущего, а затем многие решения использовать в других районах. И если уже расконсервировать острова для застройки, то только для создания города-мечты мирового уровня. А заодно – научиться мечтать, договариваться, доверять и делать. Готовы ли мы к этому?

Великий Київ у Google News

підписатися