Города против жары

Автор: Григорий Мельничук
10:03 27.06.2019

Жаркое лето с температурными рекордами стало уже вполне привычным для Киева: 22 июня был побит рекорд 1891 года – столбики…
Читать дальше

Города против жары

Жаркое лето с температурными рекордами стало уже вполне привычным для Киева: 22 июня был побит рекорд 1891 года – столбики градусников поднялись до отметки +34 °С. Климат меняется, точнее, колеблется – ведь предыдущие рекорды были 50-100 лет назад, когда влияние деятельности человека было не таким сильным. Но в городах, одновременно с «макроклиматом» в масштабах страны или региона, свои отношения с природной средой.

Постройки, дороги, водоемы, природный и искусственный рельеф влияют на микроклимат города куда сильнее глобальных процессов. Еще существеннее на комфорт и здоровье горожан влияет организация общественных пространств: улицы, парки, остановки общественного транспорта и, конечно же, сами здания. «Большой Киев» разобрался, как можно понизить температуру в квартире и в городской среде.

Квартиры и офисы: не кондиционерами едиными

Проблема «солнечных» квартир как таковая появилась с началом многоэтажного строительства – когда деревья «остались» далеко внизу. Само здание (кирпич, бетон) нагревается довольно медленно (зато потом держит какое-то время температуру), а вот влияние солнечных лучей ощущается очень быстро. «Солнечные» квартиры быстро прогреваются, превращая жизнь своих обитателей в летнюю пору в мучение.

В летнюю пору становится все жарче – как в тропических городах

Различных народных методов защиты от жары придумано великое множество. Кто-то максимально закрывает окна от солнечных лучей – в ход идут толстые шторы и жалюзи, а иногда и фольга. Помогает увлажнение холодной водой – можно развесить мокрые шторы или простыни, можно направить вентилятор на емкость с холодной водой или льдом, можно просто побрызгать пульверизатором.

Постройки, дороги, водоемы, природный и искусственный рельеф влияют на микроклимат города куда сильнее глобальных процессов

С развитием технического прогресса появилось немало климатических устройств и технических решений. В первую очередь это кондиционеры, как классические сплит-системы (с внешним и внутренним блоками), так и мобильные, не требующие никаких строительно-ремонтных работ. Последние кажутся привлекательнее, но часто они более шумные и менее эффективные. Правда, стоит учесть, что кондиционеры нужно обслуживать, в первую очередь чистить, ведь воздух в городе не идеальный.

Мобильные кондиционеры работают эффективнее, если вывести воздуховоды наружу

Есть и электрические увлажнители воздуха – ими можно заменить пульверизаторы и мокрые простыни. Здесь же стоит учитывать, что паровые увлажнители повышают температуру воздуха, а «холодные» ультразвуковые вызывают налет накипи на стенах и мебели, поэтому лучше использовать дистиллированную или кипяченую воду. Используют мелкодисперсные увлажнители и на летних площадках ресторанов, создавая барьер для тепла. Впрочем, на открытом воздухе подойдут и вентиляторы.

На самом деле сидеть под увлажнителем  воздуха не рекомендуется

Мы исторически привыкли пользоваться народными средствами или минимально менять конструкции жилищ и офисов, тогда как в странах, жители которых постоянно страдают от жары, пошли дальше. Конечно, самое на первый взгляд окончательное решение проблемы – централизованная климатическая установка. Однако это не только дорого, но и не всегда эффективно , если можно обойтись простыми

В жаркий период года можно обойтись простыми решениями

В жарких странах для защиты окон от солнца шторами и привычными нам жалюзи не обходятся –  часто в оконные проемы встроены глухие роллеты, на 100% закрывающие доступ солнца. Комната оказывается абсолютно темной, но это и не важно, если человек уходит из дому или не пользуется комнатой. Возвращаешься – а помещение не нагрелось с закрытыми окнами, и не нужно сразу включать кондиционер на всю катушку.

В Израиле закрытые наглухо окна – частое явление

Тонирование стекол используют не только в автомобилях, но и в домах, правда, не для того, чтобы скрыть происходящее внутри, а, опять же, от солнца. Пленки и напыления часто бывают прозрачными, но энергопоглощающими. Зимой это удерживает тепло внутри помещения, а летом спасает от тепла, которое несут солнечные лучи. Ну а по желанию можно сделать стекла не полностью прозрачными. Такие решения уже получают распространение у нас, хотя и не массово.

Тонирование окон и защитные пленки – вполне доступное решение

Простое, но не получившее (пока) у нас распространения решение – маркизы. Козырьки над окнами, зачастую в виде тентов, блокируют прямые солнечные лучи, которые через окна нагревают помещения. Современные маркизы часто оборудованы механизмами регулировки, их можно развернуть в солнечный день, а в пасмурный – сложить вовсе. Конечно, подобные конструкции влияют на внешний вид фасада даже побольше, чем кондиционеры, – но это экологично, не требует энергии, а при хорошем дизайне – оживляет дома.

Маркизы – вполне недорогой способ уберечься от солнца, но влияет на вид фасада
В коммерческих заведениях маркизы становятся частью оформления, как вывески и витрины

Есть и стационарные противосолнечные конструкции на зданиях, которые подчас предусматривают в процессе проектирования зданий. Особенно это характерно для стран с жарким климатом – всевозможные решетки, панели, козырьки. Увы, подчас эти элементы стараются больше унифицировать для красоты фасада, не всегда учитывая реальную инсоляцию.

Стационарные противосолнечные конструкции использовали еще при СССР
В современных зданиях эти элементы также становятся частью дизайна фасада

Уличная среда: тень, вода и зелень

Все перечисленное выше зависит от владельцев и управителей недвижимости, однако когда мы выходим на улицу – начинается уже ответственность муниципалитета. И если уже не возникает дискуссий о необходимости внедрения кондиционеров в общественном транспорте и общественных помещениях, то модернизация зеленых зон и в целом водно-зеленых объектов и пространств, а также остановок общественного транспорта, детских площадок, парков и других малых форм только начинается.

Остановки общественного транспорта. Самое популярное место пребывания в городском пространстве – хочешь не хочешь, но автобус или трамвай надо дождаться. Конструкций автобусных остановок можно встретить великое множество, от высокотехнологичных закрытых павильонов с кондиционерами в Эмиратах до простых бетонных или деревянных навесов. Увы, далеко не всегда их проектировщики и заказчики учитывают необходимость защиты от солнца. Особенно это касается Киева, где получили распространение полностью стеклянные остановки с прозрачной крышей. Новые остановки, с ларьками, уже получше – но «теплиц» наставили немало.

остановка в Лиссабоне
Остановка в Лиссабоне – глухая крыша дает тень

Детские площадки. Ни одна ответственная мать не поведет ребенка на детскую площадку, расположенную под палящим солнцем. Но как же быть, скажем, в новых районах, где нет больших деревьев? Простое и дешевое решение используют, например, в Израиле – тенты над площадками. Опасаемся вандализма? Кто будет ухаживать? Так, собственно, детские площадки и так должны быть безопасны (камеры, правильное размещение), а поддерживать и проверять исправность должны коммунальные службы.

тент на детской площадке
В Киеве тенты на детских площадках есть только в считанных жилых комплексах

Аттрактивные фонтаны. Если когда-то традиции купаться в фонтанах считались прерогативой выпускников и ВДВшников, то сейчас дети сплошь и рядом лезут в городские водоемы. Летом такие фонтаны становятся мощным магнитом для горожан, но этим нужно распоряжаться с умом, регулируя поведение горожан. К примеру, в Виннице «сухой» фонтан обустроили в самом большом спальном районе Вишенка как часть прогулочного маршрута и «якорь» для горожан.

«Сухой» фонтан в Виннице в спальном районе
«Сухой» фонтан в Виннице в спальном районе

В Житомире же аналогичный объект появился на пешеходной улице Михайловской в центре, что привлекло сюда какую-то часть жителей, однако не имело такого эффекта, как в Виннице. Схожая ситуация и в Киеве – аттрактивный «сухой» фонтан построили на Почтовой площади, тогда как куда больший эффект был бы на Троещине или Борщаговке. Такой фонтан «Груша» в парке Позняки куда популярнее аналога в центре.

Разновидностью охлаждающих устройств в парках являются водяные арки с мелкодисперсным распылением воды. Несколько таких уже установили в Киеве, есть они в других городах – довольно простое и дешевое решение: такая арка легко подключается к системе полива. Кстати, и сами системы полива хорошо влияют на микроклимат – в зеленых зонах так больше влаги, лучше растут деревья и травы, а значит, здесь можно спрятаться от жары.

водяная арка
Водяные арки летом появляются в парках Киева

Парки и скверы. В зеленых зонах в жару многие ищут тень и проводят время. Но и здесь не везде можно спрятаться в тени, особенно если деревья высадили недавно и они еще не подросли. Решение – перголы, конструкции от солнца, которые к тому же могут служить опорой для плетущихся растений, которые всего за год-два создадут тень. Ну и не стоит забывать про полив самих деревьев и растений – в жарком климате, а это касается создаваемых «с нуля» скверов, пригодится опыт капельного полива.

Беличи
Под разросшимися деревьями в жару прячутся горожане, Киев, Беличи
пергола
Перголы над аллеями – идеальное решение для быстрого создания тени

Дальше других в этом деле продвинулся Гамбург с концепцией «зеленая сеть». Идея проста на первый взгляд – соединить зеленые зоны зелеными коридорами (бульварами, аллеями, улицами с развитым озеленением) с хорошими пешеходными и велосипедными коммуникациями, привлекая так горожан ходить пешком и пользоваться велосипедами как городским транспортом. По сути, это альтернативная транспортная сеть – и велосипедистам, к примеру, не приходится совмещать поездку с сомнительным для пользы здоровья вдыханием выхлопных газов, когда велодорожки проходят вдоль магистралей.

зеленая сеть
Концепция «Зеленая сеть» в Гамбурге позволяет перемещаться по зеленым зонам непрерывно

Микроклимат города: проектировать воду, солнце и ветер

Впрочем, все выше перечисленное – уже борьба с последствиями не самого дружественного климата в городской среде. Но если разобраться во всей истории влияния человечества на климат, то ведь именно в городах сконцентрирована основная активность – выбросы автотранспорта и промышленности, изменения ландшафта и водотоков, сокращение озеленения. Мы сами вот прямо в наших городах создаем себе невыносимый микроклимат!

Мы сами создаем себе невыносимый микроклимат в наших городах

Традиционно в городе температура выше на несколько градусов, чем в пригородах, особенно в центре. Причина не только в большем выделении тепла транспортом, промышленностью и зданиями, но и в нагреве самих зданий и дорожного покрытия прямыми солнечными лучами. На солнце они раскаляются и отдают тепло вечером и ночью, «работая» тепловыми аккумуляторами. Это как каменная печь – сначала нагревается, потом отдает тепло.

город с деревьями и без
На улицах с развитым озеленением температура ниже

Конечно, есть простое решение – поливать асфальт, однако развитые города мира уже мониторят процент застроенной и заасфальтированной земли. Например, в стратегии развития Берлина до 2030 года этот показатель является одним из важных.  А в Париже для улучшения ситуации до следующего года запланировано высадить четыре городских леса вместо площадей с твердым покрытием и парковок. Также в городе озеленяют школьные дворы, парки на месте городских свалок…

Проект обустройства леса в Париже
Проект обустройства леса в Париже

Однако озеленение «работает» как компенсатор асфальта, для зданий это получается только при невысокой застройке и для нижних этажей, высотки все равно оказываются под прямыми лучами солнца.

Развитые города мира уже мониторят процент застроенной и заасфальтированной земли

От площади закрытой земли зависит и сила городских паводков, которые стали обыденным явлением в Киеве. Если земля заасфальтирована или застроена – вода не впитывается, а стекает, и никакой ливневки не хватит, чтобы сбросить пиковый поток в ливень.

Потоп на Крещатике – в плотной застройке воде некуда впитываться
Потоп на Крещатике – в плотной застройке воде некуда впитываться

В Германии, да и в других странах, для этого создают локальные бассейны – чтобы вода скапливалась не на дорогах и тротуарах, а в зеленых зонах, не создавая проблем для передвижения. Такая концепция называется «город-губка» – когда вода «впитывается» и постепенно рассасывается.

город-губка
Дождевую воду накапливают в низинах зеленых зон, где в сухую пору можно гулять

Вообще, любые дополнительные водоемы в городской черте – хорошие компенсаторы влияния закрытой поверхности и раскаленного асфальта и зданий. Водоемы – также аккумуляторы тепла, но нагреваются гораздо медленнее за счет высокой теплоемкости воды. В жаркий день создается разница температур – появляется легкий ветерок, бриз, и все с нулевыми затратами энергии.

От площади закрытой земли зависит и сила городских паводков

В городской среде вполне можно «проектировать» и ветер. Бриз возникает не только за счет водоемов – из-за разницы температур окраин и центра возникает городской бриз, как и на окраинах – на границе застройки. Окраинные ветра гораздо сильнее: здесь к тому же природные ветра натыкаются на первые здания, если они высотные и расположены кучно – получается эффект аэродинамической трубы. Так происходит, например, на юге Осокорков, где между высотками сильные ветра к тому же приносят во дворы песок с соседних намывов.

Осокорки
На границе застройки возникают ветра, а между высотками – сильные завихрения

Самые простые организационные решения – «проветривать» наиболее загазованные территории, в первую очередь центр города. В Киеве пример тому Крещатик: расположенная на дне оврага магистраль и перекрытие ее на выходные – в первую очередь экологическое мероприятие. Самая же загрязненная площадь – Бессарабская, и здесь также необходимы перекрытия на выходные, а еще лучше – снижение трафика машин.

Крещатик
Крещатик без машин – «проветривание» главной улицы

Поддается проектированию и солнце. Математическое моделирование инсоляции – освещенности с учетом времен года – давно используют при проектировании зданий, ведь «маршрут» солнца давно известен.

Мы можем не просто спасаться от жары своими силами, а и сами проектировать микроклимат – каждого двора, улицы, района, всего города

Стоит это учитывать и при планировании уличных пространств: например, на Бессарабском проезде солнце бывает редко, летом там будет прохлада, но весной и осенью уже холодновато. Очевидно, что по-разному должны быть обустроены солнечная и теневая стороны улиц – это влияет на пешеходные потоки, привлекательность заведений, магазинов…

моделирование освещенности улицы
Моделирование инсоляции – можно спланировать, где будет солнце в доме и дворе

…На самом деле мы можем не просто спасаться от жары своими силами, а и сами проектировать микроклимат – буквально каждого двора, улицы, района, всего города. Технологии, данные, моделирование, мировой опыт – все это есть, достаточно лишь начать.

Великий Київ у Google News

підписатися