Мусор – порождение цивилизации, и чем выше уровень жизни – тем больше отходов. Именно по такому принципу жило человечество в ХХ веке, пока горы мусора в буквальном смысле не стали создавать массу проблем горожанам. Вонь и пожары, ухудшение экологии, замусоренные улицы, а то и проблемы для аэропортов вынудили человечество задуматься о кардинальном изменении отношения к мусору – и нас уже не удивляют новости об импорте отходов и исчезновении свалок в той же Швеции.
Увы, что Украине в целом, что Киеву в частности пока практически нечем похвастаться в этой сфере. Попытки наладить сортировку мусора часто заканчиваются тем, что его сгружают в одну машину, мусорные полигоны переполнены, пожары и аварии на них не редкость, а единственный на всю страну (!!!) мусоросжигательный завод на Позняках стал причиной многих протестов местных жителей. «Большой Киев» разбирался, что же делать городам с мусором – опираясь не только на технологии, но и социальные практики.
Стратегии мусорного менеджмента
В развитых обществах существует такое понятие, как управление отходами (waste management) – нечто большее, чем просто бизнес-цепочка по вывозу мусора. Оно включает мероприятия по сокращению количества отходов, их сортировке, транспортировке, переработке и утилизации, рекультивации свалок, а также просвещение и регулирование в том числе штрафами.
Впервые в современном обществе проблемой мусора в нынешнем понимании озаботились в середине XVIII века
Одной из первых стратегий стал сбор отходов из ценных материалов, подлежащих вторичной переработке. Так, сбор металлолома поставили на поток еще во времена войны за независимость США в 1770-х – из-за высокого дефицита металла, необходимого для производства оружия.
Впервые в современном обществе проблемой мусора в нынешнем понимании озаботились в середине XVIII века, конечно же, в Лондоне – самом большом на тот момент городе индустриальной эпохи, где росло потребление. Закон о мусоре появился в том же Лондоне только в 1846 году – после вспышек заболеваний и в условиях замусоривания улиц.
Собственно, сбор ресурсов для вторичной переработки вместо выбрасывания на свалку нам знаком еще с советских времен – не только металлолом, но и макулатура собирались в обязательно-принудительном порядке. Тогда же появилась и практика многоразового использования бутылок, и стоили они довольно дорого.
Кстати, такая политика – большая залоговая стоимость – лежит в основе законов той же Германии и для пластиковых бутылок. Хотя сами они очень дешевые, законом в стоимость напитков заложено 25 центов залога за тару. Иногда это даже больше половины – при цене бутылки воды в 40 центов! Вдобавок в каждом супермаркете есть автоматы по приему бутылок, которые выдают чеки, которыми можно тут же расплатиться за продукты.
Были и истории с выкупом мусор ради очистки городского пространства. Так поступил мэр бразильского города Куритиба Жайме Лернер. В 1989 году он запустил программу «Зеленый обмен», по которой горожанам за мусор выдавали специальные талоны. По ним можно было в обмен на 4 кг мусора получить килограмм еды или же проехаться на скоростном автобусе. На фоне мусорных проблем других латиноамериканских городов в Куритибе уровень переработки быстро достиг 70%, а улицы избавили от гор мусора.
Сжечь нельзя сортировать
Первый мусоросжигательный завод был построен в опять же британском Ноттингеме в 1874 году, и вскоре технология сжигания мусора получила распространение в быстрорастущих городах. Такие заводы получили распространение, но были встречены протестами местных жителей. Так что Киев с заводом «Энергия» отстал от развитого мира более чем на столетие!
Широко известное даже у нас разделение отходов появилось относительно недавно, в конце 1980-х – начале 1990-х. В Германии, которая считается на сегодня «законодателем мод» в сфере управления отходами и технологий их утилизации, в 1990-м году была внедрена так называемая дуальная система – производители платят за утилизацию (т. е. потребители в итоге), но граждане обязаны сортировать мусор. Кстати штрафы за выброшенный не в тот контейнер мусор – от 30 евро, а в муниципалитетах за этим следят специальные инспекторы – «мусорная полиция».
Сортировка мусора позволяет выделить то, что можно использовать вторично – как когда-то начинали с металлолома. Строительный мусор идет отличным наполнителем при строительстве дорог или земляных сооружений, древесные отходы могут служить топливом, органика превращается в компост и удобрение.
Сортировка мусора позволяет выделить то, что можно использовать вторично
Сортировка важна, чтобы избежать попадания в общую кучу опасных отходов, и это не только про батарейки. Лекарства, химикаты, автомобильные шины и аккумуляторы лучше перерабатывать отдельно – но, увы, у нас это все не сортируют, а собранные батарейки вывозят за границу на утилизацию с большими потугами.
Немцы на сегодня и считаются лидерами в «мусорных» технологиях – по их образцу и лицензиям заводы строят во многих странах, не только в Германии. Такой завод позволяет отделить ценные ресурсы, например металл, выделить тяжелые фракции типа камней и строительного мусора, пластик для вторичной переработки. Далее в течение нескольких дней оставшийся мусор высушивают (в мусоре часто большое содержание жидкостей), прессуют – и используют уже как топливо на электростанции (это статья доходов).
Отсортированные органические отходы отправляются на большую компостную кучу, где они разлагаются без взаимодействия с воздухом с помощью анаэробных бактерий. Выделяющийся при этом газ используют для работы завода и продают, а компост реализуют фермерам как удобрение. Фильтраты также очищаются – на выходе получается относительно чистая техническая вода. Сами же немцы признают, что технологии уже позволяют не сортировать мусор, не теряя в эффективности переработки – но законы и традиции сильнее.
Кому мусор – а кому вещи
Конечно, есть текущий, повседневный мусор – однако в контейнеры нередко попадают и отслужившие свое вещи, ну или не совсем отслужившие. Выросшие в эпоху дефицита и бедности поколения знают что такое «отвезти на дачу/в село», сложить «на балконе/в кладовке» или отдать «знакомым/друзьям/родственникам» то, что и выбросить жалко, а использовать уже как-то не приходится. Культ потребления у нас пока не особо прижился – что дает хорошие шансы.
Впрочем, не быть заложником вещей и не захламлять квартиру/дачу/гараж – тенденция нынешнего времени, а ответом на безмерное потребление стала шеринговая экономика – плата за использование вместо владения, а также перепродажа вполне годных, но уже ненужных вещей. Сокращение, минимизация отходов – очень хорошая «мусорная» стратегия, притом социально ориентированная.
Чтобы ненужные вещи не превратились в мусор, необходимо создать возможности для людей передать их туда, где они пригодятся, бесплатно или даже с выгодой. Всевозможные платформы вторичной перепродажи типа «ОЛХ» в помощь, как и ресурсы по благотворительности. Особое место здесь занимают детские вещи – из одежды вырастают, игрушки надоедают, коляски/манежи/кроватки вполне могут не раз и не два поменять владельца. Сюда же – остатки строительных материалов, лекарств и многое другое.
Важным здесь является и развитие сервисов ремонта чего угодно. Обуви и одежды, бытовой техники и мебели. Еще столетие назад, когда вещи ценились намного больше, чем сейчас, был даже такой род занятий – старьевщики. Они ходили по домам и собирали или скупали старые вещи, ремонтировали их – и перепродавали. Впрочем, не стоит забывать о необходимости пунктов приема электронного мусора в профильных супермаркетах, а также особых правилах вывоза габаритного мусора (а это в основном старая мебель).
С продуктами сложнее – но ведь остатки продуктов составляют значительную часть бытового мусора. Классическое «вынести котикам/собачкам/голубям» на самом деле характеризует и крайне низкий уровень доверия между горожанами – в редком доме хозяйки ходят друг к другу за солью. Чем более интегрированы между собой домохозяйства, тем больше внутренний обмен между ними и меньше излишков (в случае продуктов – подпорченных) попадает на свалку. Увы, пока попытки создания «банков еды» в городах редко продвигались дальше старых холодильников на улицах.
Мусорное образование – и… красота
Открытость системы утилизации мусора для общества – залог более ответственного отношения к отходам. Вы давно бывали на свалке хотя бы на экскурсии, а может, чтобы лично туда что-то отвезти? Что скажете про уроки для детей в информационных центрах при мусорных заводах? А на старой свалке и вовсе можно разбить роскошный парк, назвав именем премьер-министра! А это – «мусорная» коммуникация с обществом, открытость «мусорного» менеджмента.
Мы привыкли, что мусорный контейнер – некая «черная дыра», куда исчезают наши отходы, но на самом деле это не так. В развитых обществах также все началось со школьных уроков о мусоре, ведь дети хорошие коммуникаторы, они «приносят» информацию домой, обучая родителей. Следующим этапом стало создание информационных центров при мусороперерабатывающих заводах. В таких «музеях мусора» проводят лекции, здесь можно увидеть отходы на разных этапах разложения и, конечно же, непосредственно увидеть, куда привозят вонючие контейнеры с наших дворов. В Киеве есть «музей мусора» на предприятии вторсырья на Левобережной, но это скорее музей старых вещей, извлеченных со свалки, чем подобный инфоцентр.
Но, конечно, в итоге мы не хотим, чтобы в наших городах были свалки. Эпопея с львовским мусором, регулярные пожары на свалках не только в Киеве, отравляющие воздух территории экологического бедствия у жилых районов – реалии нашей страны с единственным старым мусоросжигательным заводом. В развитых же странах не только налаживают утилизацию, но и избавляются от старых свалок. Шведы уже практически переработали весь «старый» мусор и собираются импортировать, немцы пока «разделываются» со своими свалками, а в пригороде Тель-Авива мусорную гору даже превратили в самый большой в стране парк!
Огромная свалка в пригороде Хирия не просто создавала проблемы для окрестных микрорайонов – едва не случилось несколько авиакатастроф, когда птицы попадали в двигатели самолетов, глиссада аэропорта Тель-Авива проходит как раз над свалкой. Когда едва не рухнул «Боинг-747», об этом начали задумываться всерьез, а в 2000-х у подножия горы построили сортировочный завод по немецкой технологии, все что нельзя утилизировать – вывозят грузовиками в пустыню.
К рекультивации мусорной горы привлекли… ландшафтных дизайнеров, по проекту которых ее укрепили (насыпали грунт, устроили подпорные стены из старых строительных блоков), а на вершине разбили парк с озером (конечно же изолированным от мусора) и самой лучшей смотровой площадкой города – «балконом Тель-Авива». Инициатором создания здесь парка и информационного центра был тогдашний премьер Израиля Ариэль Шарон – его именем и был назван парк. В Киеве, кстати, также есть старая мусорная гора на Окружной, откуда открываются отличные виды, а свалка в Пирогово точно также требует рекультивации – возможно, это и наше будущее.