11 декабря 1917 года произошло неудачное восстание большевиков в Киеве против Центральной Рады. Оно стало началом войны красной России и независимой Украины.
Рождение УНР
В ноябре 1917 года была провозглашена Украинская Народная Республика. В ее состав вошли 8 губерний от северной Таврии и Волыни до Полтавщины и Харьковщины. Хаос от падения Временного правительства, насилие, связанное с революцией и переделом имущества, продолжающаяся война требовали только одного инструмента – эффективной национальной армии. Юго-Западный и Румынский фронты планировали свести в единый Украинский, под командованием царского генерала Щербачева, на которого имел влияние генеральный секретарь по военным делам УНР Симон Петлюра.
Началась украинизация – корпуса получили украинские названия, а пополнения формировались из компактных маршевых рот, внутренних украинских губерний. Киевским округом назначили командовать националиста Павленко. Курень Смерти, Черноморский курень, дивизия сердюков, юношеская школа имени Хмельницкого – в Киеве хватало украинских частей «нового формата», набранных из зажиточных крестьян и украинцев ветеранов Великой войны. Кроме того, Петлюра отказывался перебрасывать верные ленинскому Совету народных комиссаров части на охваченный казацким восстанием Дон. Без украинского металла, угля и зерна в Петрограде и Москве резко становится голодно и неуютно.
Двоевластие
В ответ большевики начали пропаганду против УНР, называя новые украинские власти буржуазными и националистическими сепаратистами. К декабрю по новому стилю началась подготовка к восстанию в Киеве – такая локальная «Октябрьская революция» украинского разлива. Возглавили агитацию латыш Пуке и ветеран Первой мировой Пятаков.
План их был простой и достаточно реализуемый – на Левом берегу располагался дивизион тяжелой артиллерии особого назначения, в котором было много солдат, поддерживающих большевиков. Огнем из-за Днепра должно было быть накрыто здание Центральной Рады, вокзал и «Арсенал». С захватом мостов орудия были бы в недосягаемости и могли безнаказанно смешивать с землей украинские подразделения. Бойцы авиационных парков, дружин и запасного понтонного полка должны были захватить банки, почту и депо орудийных поездов.
Когда верные Центральной Раде войска втянутся в уличные бои, с фронта будет снят 2-й гвардейский корпус и ударом со стороны Жмеринки поможет восставшим – в нем было почти 21 тысяча человек. При этом сторонников мировой революции не волновало, что сделают с городом огонь шести батарей и паралич движения по Цепному и Железнодорожному мосту в случае пожаров, уличных боев.
Конец мятежа
Но к 11 декабря план стал известен командиру дивизии сердюков полковнику Капкану и генералу Павленко. Революционеры большевики многократно собирались и переносили дату выступления, накапливали два десятка вагонов снарядов для боев, спорили о времени переброски 2-го гвардейского корпуса. Штаб руководителей находился в Мариинском дворце, и их споры слышали десятки горничных, поваров и истопников.
Когда более шести тысяч человек активно осуждают выступления, держать их в тайне невозможно. Ночью с 11 на 12 декабря 1917 года казармы и парки мятежников были окружены украинскими войсками. Причем сторонники УНР внутри авиапарка и горной конной батареи выставили на караул своих людей – они и открыли двери в оружейные комнаты, где в козлах стояли винтовки и замки к орудиям. Сонные красные сопротивления почти не отказывали – была вялая перестрелка в одном из авиационных парков, но техники с карабинами не стали отдавать жизнь за идеи Ленина в борьбе против пулеметных команд и штурмовых рот сердюков. Военные полка имени Хмельницкого захватили латышей и русских, готовивших восстание в Киеве – никого из них не казнили, а посадили под домашний арест.
Несколько тысяч разложенных большевицкой пропагандой солдат из российских губерний грузят в вагоны и массово отправляют на родину, часто целыми ротами. Украинцы остаются на казарменном положении – им предлагают на выбор демобилизацию или присягу УНР.
Киев избежал ужасов уличных боев и артиллерийского огня по вокзалу. Вне Киева генерал Скоропадский блокировал поезда и, угрожая артиллерийским огнем с бронепоездов, разбирал железнодорожное полотно – 2-й корпус так и не пришел на помощь большевикам в столице и повторил операцию «чемодан, вокзал, Россия». Практически без кровопролития восстание было подавлено.
В Одессе так не повезет, и при штурме Английского клуба и вокзала прольется кровь – город почти неделю будет вспыхивать ружейным и пулеметным огнем. Через считанные недели ленинский Совет Комиссаров объявит, что УНР и большевики находятся в состоянии войны. Этот конфликт станет началом конца УНР и катастрофой для миллионов украинцев, отправленных в Сибирь, в кулацкую ссылку и умерших от голода.