На масштабной IX биеннале исторической живописи «Украина от Триполья до современности в образах художников», которая занимает весь третий этаж киевского Дома художника, представлено около трехсот работ отечественных живописцев из разных регионов страны.
На выставке постоянно толпятся зрители. Чем она интересна? Тем, что мы можем здесь увидеть на каких исторических, религиозных, мифологических образах держится сознание украинского народа, как оно менялось и что сегодня является нашим духовным стержнем.
Собирательный образ Украины
Главная картина выставки, которая как раз расположена в центре экспозиции – это «Украина» Иванны Дацюк из Луцка. Сегодняшнюю страну на полотне олицетворяет девушка, одна половина одежды которой – вышиванка, другая – военная форма. На голове венок из цветов и ягод, от которого вниз идут две ленточки – желто-голубая попадает на «мирную» половину, красно-черная – на «военную». На шее девушки красные бусы и крест, а в ладонях она держит демонстрацию, где радостные взрослые и дети размахивают государственными флагами. Может немного наивно так представлять нашу непростую страну, но зато – емко. Эта картина является квинтэссенцией доминирующих на выставке женских образов: девушек с веретеном, крестьянок в поле, украинских аристократок и царевен: очаровательных, ухоженных, властных и соблазнительных.
Роксолана – с саблей, Мамай – с бандурой
И здесь на первом месте из легендарных личностей, конечно, Роксолана. На холсте Ивана-Валентина Задорожного «Росколана» (1988) знаменитая супруга Сулеймана Великолепного не только в радикальных черно-красных тонах, но и еще хорошо вооружена – у нее в руках булава и сабля.
Не менее легендарный козак Мамай, представленный здесь на нескольких холстах, мирно музицирует. На холсте киевлянина Василия Корчинского «Мои Мамаи»(2019) даже два одинаковых Мамая сразу – художник тиражирует культового персонажа, словно основатель поп-арта Энди Уорхол, множивший изображения Элвиса Пресли и Мэрилин Монро. Кстати, в стиле поп-арта здесь представлен и знаменитый киноактер Иван Миколайчук – артист показан (холст Богдана Ткачика) в окружении созданных им киногероев. В таком же ключе изображен и Тарас Григорьевич Шевченко на картине «Мои воспоминания» (2013) Евгения Ревенко – поэт там вместе со своими литературными персонажами.
Что касается, современных знаковых фигур мы видим недалеко друг от друга портреты патриарха Филарета и академика Патона.
Революция, война и переосмысление Малевича
Возвращает нас к событиям 2014 года полотно одессита Владимира Кабаченко «Коктейль Молотова», где сквозь бутылку с зажигательной смесью, стоящую на подоконнике, символически просматривается киевская панорама.
Современные военные реалии представлены на полотне Елены Звягинцевой из Луцка «Побратимы. Гладиаторское приветствие воинов полка «Азов» (2019).
Революционную тему продолжил триптих «Киев, вставай» Валерия Франчука , где показаны как бы разные планы Майдана-2014: небесный и земной. Обращает на себя внимание то, что горожане здесь изображены в духе крестьян Казимира Малевича: обезличенными фигурами. Дальше – больше.
В супрематическом ключе сделано полотно «Ангел Украины» (2016) Анатолия Марчука ( не путать с Иваном) : обезличенный ангел с желтыми крыльями, разделенный пополам голубым и синим цветом.
В последующих двух работах мы видим полное «срастание» супрематизма Малевича с христианской традицией. Первая – это картина-инсталляция «Украинская супрематическая тайная вечеря»(2019) Анатолия Федирко, где Апостолы и Христос изображены супрематическими фигурами и «Черным Квадратом». Это выглядит довольно радикальным жестом, если не знать, что в рамках супрематизма Малевича – «Черный квадрат» действительно был Богом, некоей первоосновой мира, авангардист эту картину называл «иконой».
Вторая работа на эту тему – «Крест Спасения. Диалог с Малевичем» (2002) Леонида Гопанчука, где супрематический крест Малевича синтезирован с христианским.
Мотивы художников понятны – у Малевича есть даже непосредственный отсыл к Христу в картине «Голова крестьянина» («Новый Спас», 1929), написанной мастером как раз в его украинский период (в 1928-1930 годах авангардист жил и преподавал в Киеве). Но современные украинские творцы пошли еще дальше: они напрямую соединили авангардный супрематизм с христианской религией.
Заканчивается экспозиция волшебным женским образом на холсте Романа Петрука «Царевна», выполненном в смеси этнических традиций (девушка в венке с ленточками ) – с европейскими (неоимпрессионистическая манера). Загадочный взгляд барышни, обращенный на зрителя, буквально завораживает.
Где смотреть?
Дом художника, ул. Сечевых Стрельцов, 1-5
Время работы: с 12 до 19 часов (ежедневно, кроме вторника). Вход свободный.
Выставка «Украина от Триполья до современности в образах художников» продлится до 2 февраля.