Именно с Оболони началась история не только христианства на Киевской Руси, а, похоже, и самого Киева.
1. Не благодаря, а вопреки
Весьма неподходящая для поселения территория. Во время разлива Днепра и Почайны она иногда полностью уходила под воду. Луга просторные, но уж очень заболоченные. Болонь, одним словом, как говорили в старину.
Летом же луга покрывала густая растительность, болота превращались в пастбища с кишащей на них живностью. Отличное место для сбора ягод, охоты и рыбалки. Вероятно, именно так решили племена, обосновывая свою стоянку в 50 м от берега Почайны еще в эпоху неолита. По одной из версий, именно отсюда начал формироваться город, ставший Киевом.
2. Маленькая Венеция
Так назвал Оболонь Александр Куприн в посвященном очередному паводку очерке “Оболонское разорение”.
“Мы плывем вдоль широкого канала, образованного двумя рядами невзрачных маленьких хатенок, едва выглядывающих из воды верхними углами окон. В этот канал впадают другие, менее широкие. Вода быстрая, почти коричневого цвета, на поверхности ее плавает солома, перья, щепки, пробка, бумага. Там и сям вдоль каналов снуют рыбачьи одновесельные плоскодонки с носами, торчащими высоко из воды. Если прибавить к этому яркий солнечный день, веселое небо и звонкую болтовню прекрасных оболонских рыбачек, то в общем получается впечатление маленькой Венеции”, – писал он в 1895 году.
И все же общее настроение очерка – на Оболони жить нельзя. И даже не из-за “отборной оболонской ругани”, а именно из-за постоянных паводков.
3. Оболонь Иорданская
Озеро в центре Киева с водой из Иордана. Возможно ли? Но так гласит легенда о киевском паломнике. Будучи в Палестине, он якобы уронил в воду свой серебряный ковшик. А уже в Киеве, отправившись за водой, нашел его то ли в колодце, то ли в водах озера. Это событие позволило утверждать, что между Иерусалимом и Киевом течет подземная река.
Расположенные здесь монастырь и храм стали называть Иорданскими, а территорию от храма до места впадения Почайны в Днепр (ныне здесь возвышается памятник Магдебургскому праву) – Иорданской Оболонью.
Озеро Иорданское в ходе строительства микрорайона было частично высушено, а частично присоединено к Киевской гавани.
В 2017 году Киеврада дала берегам Иорданского и Кирилловского озер статус парка.
4. Протекающая по страницам летописей
Улица Почайнинская на Подоле – все, что осталось на память о летописной реке, в которой проходило Крещение Руси. Якобы именно в нее великий князь Владимир повелел сбросить идол языческого бога Волоса.
Почайна (другие названия – Иорданская, Русский Иордан) протекала рядом со Старокиевской горой, омывая Подол. Она была довольно глубокой, переполненной судами и значила для древнего Киева больше, чем Днепр. Поговаривают, что даже контрабандистов с французским вином на ней задерживали.
Уничтожил реку судоходный канал, проложенный для удобства навигации “казенных барж с разными воинскими припасами”, которые заходили в вершину реки.
Сегодня на месте Почайной раскинулся жилой массив.
Вот что написала о реке Лина Костенко:
«Мені відкрилась істина печальна: життя зникає, як ріка Почайна.
Через віки, а то й через роки,
Ріка вже стане спогадом ріки.
І тільки верби знатимуть старі:
Киян хрестили в ній, а не в Дніпрі».
5. Место силы и вдохновения
Количество упоминаний Оболони в живописных произведениях впечатляет. Здесь любил писать свои пейзажи живший на Куреневке Сергей Светославский – автор картины “Разлив Днепра на Оболони”. Многие другие художники тоже были очарованы открывающимися здесь видами.
“Днепр” и “Днепр под Киевом” Яна Станиславского – это луга Оболони в 1904 году.
Украинский импрессионист Иван Труш и его “Днепр под Киевом” – тоже Оболонь, но спустя 6 лет.
В 1981 г Дмитрий Сыроватка пишет “Оболонь”. Затем Владимир Титуленко “Вечер на Оболони”, “Весна на Оболони”, “Зима на Оболонских затоках” и “Первый снег на Оболони”, а Юрий Совинский – “Причал на Оболони”. И Богдан Бурак “Оболонь. Днепр”, “Вечер на Оболони”, “Залив Собачье устье” и “Оболонь. Залив”.
В 1846 году вид с Оболони на Вышгород зарисовал Тарас Шевченко. Говорят, он любил гулять на берегах Почайны. Так родилась картина “Вышгород”.
6. Гавань убытков
В честь императора Николая II в 1897 году на Оболонском заливе начали строить гавань по проекту известного инженера Николая Максимовича. На нее из казны выделили порядка 435 тысяч рублей, 100 тысяч из которых разворовали.
7. Рай для охотников и рыбаков
Местность в районе Пущи-Водицы была одним из любимых мест охоты древнерусских князей, в том числе Владимира Великого. Здесь водились волки, лисицы, зайцы и дикие козы, а также орлы, ястребы, тетерева, куропатки и многие другие мелкие птицы. В исторических документах не раз упоминается, что левую сторону реки Почайна из-за удобства подходов к воде населяли рыбаки. Да и полуостров Рыбальский когда-то был левым берегом Почайной.
8. «Оболонские соты»
Современная застройка обычно велась кварталами, а вот Оболони – шестиугольниками. Это идея архитектора Григория Слуцкого. Оболочку каждой соты образуют высотки, а внутри располагаются школы, садики и магазины. Эффектно эта особенность выглядит с высоты птичьего полета.
Особенность застройки обеспечила микрорайону неофициальное название Бермудский треугольник. “Соты” настолько похожи между собой, что потеряться тут можно запросто.
9. Курорт
С 2002 года в состав Оболонского района входит Пуща-Водица. В начале прошлого века сюда начали толпами прибывать дачники. Густой сосновый лес, озера, великолепные виды и мягкий климат – подходящие условия для оздоровительного отдыха. Именно здесь был открыт первый в стране противотуберкулезный санаторий.
В Пуще-Водице себе строили особняки киевские банкиры, предприниматели и представители столичной власти.
Тут отдыхали Тарас Шевченко, Леся Украинка, Николай Гоголь и Лев Толстой.
Электрический трамвай ходил с Подола на Пущу в 1908 году, а в 1912 на курорт протянули телефонную линию.
10. И все-таки центр Киева?
Когда-то центр Киева располагался именно на Оболони. Так считал историк Владимир Антонович. Он ссылается на то, что именно здесь находили полные монет клады и языческие кладбища. А известная украинская археолог Анна Шовкопляс в ходе своих исследований установила, что именно здесь располагалось самое большое поселение древних славян.